Дорожная карта: Мумин Насиров против Республики Казахстан — Сообщение № 475/2011 Комитет по правам человека на его 152 сессии (28 апреля – 23 мая 2014 года)

Дорожная карта по решению Комитета ООН № 475/2011

скачать в pdf

Дата предоставления документа Сообщение №475/2011

от 26 августа 2011 года

Исполнитель по дорожной карте (ФИО) Темиржанова Ляззат Ахметжановна
Название Комитета ООН Комитет против пыток
Название решения Решение, принятое комитетом на его 152 сессии (28 апреля – 23 мая 2014 года)
Дата решения 14 мая 2014 года
Статьи договора — название прав и свобод, которые признаны нарушенными Комитетом ООН 3, 6 и 7 Конвенции против пыток

 

Краткая фабула
Выдача лица иностранному государству, если имеются веские основания полагать, что там ему угрожают пытки.
Автором обращения является Мумин Насиров, гражданин Узбекистана. Он обращается от имени своего брата Собира Насирова, гражданина Узбекистана, 10 июня 1972 г.р. Последний содержится в следственном изоляторе Министерства внутренних дел г.Уральск (Казахстан), где ожидает своей выдачи в Узбекистан. Мумин Насиров утверждает, что выдача его брата в Узбекистан будет представлять собой нарушение прав по статьям 3, 6 и 7 Конвенции против пыток. Заявитель представлен адвокатом Ириной Соколовой.
24 июля 2011 года около 15 ч. 30 м. Собир Насиров был арестован представителями Пограничной службы Республики Казахстан при пересечении им границы в Уральске (Казахстан). Заявитель утверждает, что сотрудники Пограничной службы не предъявили судебного ордера и не объяснили причины ареста. Брат заявителя был доставлен в следственный изолятор Министерства внутренних дел в Уральске. 27 июля 2011 года Уральский городской суд выдал ордер на арест брата заявителя для его задержания в течение одного месяца в ожидании выдачи. В соответствии с решением суда его брату грозит выдача в Узбекистан, так как ему были предъявлены обвинения по следующим статьям Уголовного кодекса Узбекистана: статье 155 (терроризм); статье 159 (посягательства на конституционный строй); части 3 статьи 244 (незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Узбекистан); статье 248-1 (незаконное владение оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами); статье 244-1 (изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку); статье 244-2 (создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях). Обвинения были якобы связаны с участием его брата в организации событий мая 2005 года в Андижане, ордер на его арест был выдан Узбекистаном еще в феврале 2003 года. Номер паспорта и адрес проживания, указанные в ордере на арест от февраля 2003 года, не соответствуют личным данным его брата. Заявитель отмечает, что до выполнения выдачи государство-участник должно подтвердить, что лицо, указанное в ордере на арест, является его братом.
Заявитель утверждает, что в Узбекистане его брат работал мебельщиком вместе с шестью другими производителями мебели. В мае 2005 года его брат решил отправиться в поисках работы в Российскую Федерацию. После отъезда его брата в Российскую Федерацию в мае 2005 года шесть оставшихся мебельщиков были арестованы и обвинены в различных преступлениях. Заявитель утверждает, что во время следствия их пытали и что обвинения против них были сфабрикованы. Они были осуждены по обвинению в терроризме в связи с организацией андижанских событий и участием в них.
Заявитель утверждает, что после отъезда брата в Российскую Федерацию их отец был арестован и содержался под стражей в течение нескольких дней. Впоследствии полицейские не раз наведывались в дом его родителей и допрашивали всех членов семьи с целью получения информации о его брате. 27 декабря 2011 года ходатайство его брата о предоставлении статуса беженца было отклонено Комиссией по осуществлению процедуры предоставления, продления, лишения и прекращения статуса беженца при Управлении миграционной полиции Департамента внутренних дел Западно-Казахстанской области и что 15 февраля 2012 года он обжаловал этот отказ в суде № 2 города Уральск. 27 марта 2012 года суд № 2 города  Уральск отклонил апелляцию брата на основании пунктов 4 и 5 статьи 12 закона о беженцах, а также потому, что суд счел, что его брат не «соответствует определению беженца», так как он уехал из Узбекистана в Российскую Федерацию по экономическим причинам. 13 апреля 2012 года брат заявителя подал апелляцию на это решение суда в Апелляционную коллегию Западно-Казахстанского областного суда. На момент представления материалов 23 апреля 2012 года проведения судебного заседания запланировано не было.

Резолютивная часть решения
Перечень того, что необходимо предпринять согласно решению Комитета

Выдача брата заявителя Узбекистану будет представлять собой нарушение статьи 3 Конвенции.

Согласно пункту 5 правила 118 своих правил процедуры Комитет предлагает государству-участнику в течение 90 дней с момента препровождения настоящего решения проинформировать его о мерах, принятых им в соответствии с вышеизложенными замечаниями.

 

Детали по исполнению (или не исполнению) их государством

11 мая 2012 года Управление миграционной полиции Департамента внутренних дел Западно-Казахстанской области приняло решение № 1 об отказе в предоставлении статуса беженца его брату на тех же основаниях, на которые сослалась Комиссия.

17 мая 2012 года брат заявителя обжаловал решение суда № 2 города Уральск от 27 марта 2012 года и решение Западно-Казахстанского областного суда от 7 мая 2012 года. 31 мая 2012 года Кассационная судебная коллегия Западно-Казахстанского областного суда отклонила апелляцию, вновь заявив, что решение Комиссии по осуществлению процедуры предоставления, продления, лишения и прекращения статуса беженца при Управлении миграционной полиции Департамента внутренних дел Западно-Казахстанской области об отказе в предоставлении статуса беженца брату заявителя «не обязательно для выполнения» и что решение Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел не было обжаловано отдельно. На момент представления юристы брата заявителя готовили апелляцию на решение Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел от 11 мая 2012 года.

Вопрос о том, угрожает ли брату заявителя применение пыток по возвращении в Узбекистан, был рассмотрен лишь Западно-Казахстанским областным судом в его решении от 7 мая 2012 года. Суд попросту отверг обвинения брата автора сообщения, заявив, что нет «конкретных доказательств или оснований», подтверждающих, что брат заявителя будет подвергнут пыткам, и не оценив или даже не приняв к сведению представленные доказательства существования постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека в Узбекистане и многочисленные сообщения о том, что лица, обвиняемые в терроризме и участии в андижанских событиях, регулярно подвергаются пыткам.

 

 

 

Предоставить Собиру Насирову временное убежище в Республике Казахстан  сроком на 6 месяцев до выяснения всех обстоятельств по делу Заявитель и уполномоченные органы должны представить убедительные факты преследования и применения пыток к брату Заявителя, указав истинные мотивы.
 В Закон РК  «О беженцах» включить норму, предусматривающую возможность предоставления временного убежища  беженцам, если вопрос о статусе беженца не решается. Комитету миграционной службы, МВД РК.

ГП РК осуществлять надзор и вносить меры прокурорского реагирования при выявлении  нарушений законности

 

 

 

Описание каждого из стандартов прав и свобод человека
Название международного документа, в котором содержится требование, и формулировка стандарта права (свободы) человека

 

Замечание общего порядка № 1 (1997 год) относительно осуществления статьи 3 Конвенции, в котором говорится, что «при оценке степени риска применения пыток должны анализироваться основания, выходящие за пределы одних лишь умозрительных предположений или подозрений. Вместе с тем при оценке этого риска не следует брать за основу критерий высокой степени вероятности… Автор должен показать, что… такая опасность угрожает лично автору и является реальной»[1]. В этой связи в своих предыдущих решениях Комитет устанавливал, что угроза пыток должна быть предсказуемой, реальной и личной. Что касается существования постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека, то Комитет ссылается на свои заключительные замечания по четвертому периодическому докладу Узбекистана, в которых он выразил обеспокоенность в связи с поступающими многочисленными и согласующимися друг с другом утверждениями о том, что пытки и жестокое обращение постоянно используются сотрудниками правоохранительных и следственных органов или по их подстрекательству или с их согласия, а также о том, что лишенные свободы лица подвергаются пыткам или жестокому обращению с целью принуждения их к даче признательных показаний и что такие показания впоследствии принимаются судами в качестве доказательств без проведения тщательного расследования утверждений о применении пыток (CAT/C/
UZB/CO/4, пункты 7 и 16).

Смысл (разъяснение содержания) стандарта

 

 

 

Статья 3 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.[2]  Согласно Руководству по проведению справедливой и эффективной процедуры определения статуса беженца от 1999 года, убежище является одним из основных прав человека.

 

 

 

Государства-участники Конвенции 1951 г., Протокола 1967 г. и Конвенции ОАЕ 1969 г. Государства обязаны в соответствии с этими актами предоставлять защиту, гарантированную в них всем, кто отвечает критериям соответствующего определения беженца. Уполномоченные органы, должны, открыто проводить заседания комиссий по рассмотрению ходатайств лиц, ищущих убежища (аудио, видео запись) для доказательства эффективной и законной деятельности, при этом порядок отбора членов комиссии и  их деятельность должна регламентироваться законодательством.

 

Стамбульский протокол Руководство по эффективному расследованию и
документированию пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания[3]

Процедура также в большинстве стран принята согласно норм Стамбульского протокола. Рассмотрение вопроса выдачи производится на основании запроса иностранного государства. В странах ЕС заинтересованной страной выписывается Европейский ордер на арест, который фиксируется в специальной электронной базе данных

В частности, специальные нормы о криминализации пыток внесены в уголовное законодательство Австралии (1988), Азербайджана (1999), Алжира (2004), Англии (1988), Греции (1984), Испании (1978), Казахстана (2002), Камеруна (1997), Киргизии (2003), Люксембурга (2000), Македонии (1996), Мальты (1990), Туниса (1999), Украины (2001),Узбекистан (1995) Франции (1992), Черногории (2003), Чили (1998), а также большинства стран Латинской Америки.[4] В ряде стран за сам факт применения пыток (независимо от последствий) виновному грозят длительные сроки лишения свободы: 14 лет в Канаде; 15 лет во Франции; 20 лет в США (не распространяется на агентов ЦРУ); 25 лет в Аргентине; 30 лет в Гватемале. [5]

По уголовному законодательству Великобритании применение пыток наказывается вплоть до пожизненного заключения. При этом в Великобритании применение пыток к заключенным было запрещено только в 1971 г. после того, как стало известно о жестоком обращении британских спецслужб с подозреваемыми в связях с террористической организацией.[6]

Международный пакт о гражданских и политических правах[7] Комитет ООН призывает государство-участник предоставить всеобъемлющую информацию о конституционных рамках, в которых гарантируются признаваемые в Пакте права.
Европейская конвенция о выдаче правонарушителей от 13 декабря 1957 г., Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества 1991 г., Конвенция о борьбе с терроризмом 1977 г. Конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г., Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.,[8] Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и другие.[9] Совет безопасности ООН в Резолюции 1566 г., принятой на его заседании 8 декабря 2004 г., прямо призвал государства всемерно отказывать в предоставлении убежища лицам, оказывающим поддержку или содействие, участвующим в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов. Аналогичный призыв содержался и в Резолюции Совета Безопасности 1379 от 28 сентября 2001 г. Основные принципы, изложенные в указанных документах приняты многими странами и положены в основу национальных законодательств
Анализ законодательства
Наименование нормативного правового акта Норма, подлежащая изменению (формулировка необходимого содержания)

 

Правила регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца от 29 ноября 2010 года 1.              Внести дополнение, в   указанные Правила, определив  основные принципы, как критерии эффективности процедуры  при определении статуса беженца в соответствии с Конвенцией 1951 г. и/или Протоколом 1967 г.,  по установлению статуса беженца, и соблюсти основные принципы при определении такого статуса.

2.      Внести в   Правила  дополнения по вопросам  порядка отбора членов комиссии и  их деятельность,  открытого проведения заседания комиссий по рассмотрению ходатайств лиц, ищущих убежища (аудио-, видео-запись) для доказательства эффективной и законной деятельности

 

 

 

Закон РК  «О беженцах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.)[10] 1.    Включить в ст.1 Закона  определение — «временное убежище» — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Республики Казахстан (по аналогии с Законом РФ «О беженцах»)[11],

Ст.9 Закона  дополнить пп. 1-1 словом — временное убежище, норму, предусматривающую возможность предоставления временного убежища  беженцам, если вопрос о статусе беженца не решается, сроком на 6 месяцев

Практика применения в других странах

 

 

Государственный орган Процедура исполнения решения
 США

вопросы признания беженцем: иммиграционная служба дипломатического учреждения США

 

вопросы предоставления убежища и экстрадиции: суд; Министр юстиции

1.                  Подача заявления

2.                  Интервью

 

 

 

1.заявление

2.судебное заседание

3.заявление

4. рассмотрение министром юстиции

5.принятие решения

 

В случае экстрадиции:

1.запрос

2.рассмотрение Министром юстиции

3.принятие решения

 

 

 

 Канада

вопросы признания беженцем: иммиграционная служба, возможно обжалование в ведомство, именуемое Pre removal Risk Assessment.

 

Экстрадиция: Министерство юстиции, суды

1.                  Подача заявления

2.                  Интервью

 

 

 

 

1.Вынесение чиновниками Министерства юстиции Канады решения о начале разбирательства.

 

2.Судебное слушание о выдаче- решение принимается судьей высшего суда провинции (судья по экстрадиции), апелляционное решение-высшим судом провинции.

3. решение о выдаче выносит министр юстиции.

4.Если Апелляционный суд поддержит решение судьи и министра юстиции, то далее возможно обжаловать одно или оба решения в Верховном суде Канады.

Австралия

вопросы признания беженцем: иммиграционная служба.

Экстрадиция: Министерство юстиции, суды, Генеральный прокурор

1.                  Подача заявления

2.                  Интервью

 

1. запрос иностранного государства; ходатайство об отказе в выдаче в Федеральный окружной суд

2. Судья получив ходатайство уведомляет Генерального прокурора

3. Генеральный прокурор должен определить, подлежит ли это лицо выдачи. Если Генеральный прокурор решает, что лицо не должно быть выдано, отдает распоряжение об освобождении этого лица из под стражи.

4.Окончательно решение о выдаче принимается судом.

Великобритания

вопросы признания беженцем: иммиграционные службы и Home Office (специальный орган).

 

Экстрадиция в страны ЕС: Национальное агентство по преступности (NCA) является назначенным органом, занимающимся выдачей и экстрадицией лиц посредством Шенгенской электронной системы.

Решение об экстрадиции принимается окружным судом и обжалуется в Федеральный суд.

 

Экстрадиция в другие государства:

Запрашивающим государствам рекомендуется направить первоначальный черновой запрос в Службу уголовного преследования ( CPS ) или, в случае Шотландии, в группу выдачи Королевского бюро и налоговой службы прокуратуры ( COPFS )

Государственный секретарь, суды

1.подача заявления о признании беженцем, сразу получение всех льгот

2.интервью

3.принятие решения

 

1.ордер или заявление о выдаче размещается  в электронном ресурсе Шенгенской информационной системы, известной как « SISII »

2.выдается разрешение на арест лица

3.производится судебное решение о выдаче либо отказе в выдаче лица

 

 

1.запрос об экстрадиции направляется Государственному секретарю

2.Государственный секретарь решает, следует ли подтвердить запрос

3.судья решает, следует ли выдать ордер на арест

4.разыскиваемый человек подлежит аресту и доставляется в суд

5.производится судебное решение о выдаче

6.решение об экстрадиции принимается Государственным секретарем.

Бельгия

вопросы признания беженцем: бюро Иммиграции (Office des Etrangers, OE) либо органы пограничной службы

 

 

 

 

 

 

 

Экстрадиция в страны ЕС: Национальное агентство по преступности (NCA) является назначенным органом, занимающимся выдачей и экстрадицией лиц посредством Шенгенской электронной системы.

Решение об экстрадиции принимается окружным судом и обжалуется в Федеральный суд

 

 

Экстрадиция в другие государства:

Министерство юстиции, палата обвинения

1.подача заявления в бюро Иммиграции (Office des Etrangers, OE) либо на пограничном посту

2. При этом производится арест лица, подавшего заявление до наступления момента проведения интервью.

3. Затем лицо, подавшее заявление, получит комнату в лагере для беженцев и денежное пособие в размере $ 600

 

1.ордер или заявление о выдаче размещается  в электронном ресурсе Шенгенской информационной системы, известной как « SISII »

2.выдается разрешение на арест лица

3.производится судебное решение о выдаче либо отказе в выдаче лица

Согласно утвержденной процедуре, Министерство юстиции Бельгии правомочно принимать решения об экстрадиции лишь после вынесения суждения палатой обвинения.

Германия

вопросы признания беженцем: иммиграционные службы

 

Экстрадиция в страны ЕС: Национальное агентство по преступности (NCA) является назначенным органом, занимающимся выдачей и экстрадицией лиц посредством Шенгенской электронной системы.

Решение об экстрадиции принимается окружным судом и обжалуется в Федеральный суд

 

Экстрадиция в другие государства:

Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев, суды

1.подача заявления о признании беженцем, сразу получение всех льгот

2.интервью

3.принятие решения

 

1.ордер или заявление о выдаче размещается  в электронном ресурсе Шенгенской информационной системы, известной как « SISII »

2.выдается разрешение на арест лица

3.производится судебное решение о выдаче либо отказе в выдаче лица

 

1.подача заявления, подача запроса

2.принятие решения уполномоченным органом

3.обжалование в суде

4.принятие решения судом.

Норвегия

вопросы признания беженцем: иммиграционные службы Норвежского управления иммиграции

 

Экстрадиция:

1.подача заявления о признании беженцем, сразу получение всех льгот

2.интервью

3.принятие решения

 

1.Министерство юстиции и чрезвычайных ситуаций проводят предварительное рассмотрение ходатайства

2.Если Министерство юстиции и  чрезвычайных ситуаций незамедлительно не отказывает в выдаче, оно направляется в орган прокуратуры.

3.Орган прокуратуры проводит необходимые расследования и передает дело в районный суд.

4. Районный суд принимает решение о наличии условий для выдачи в соответствии с Законом об экстрадиции. Решение районного суда может быть обжаловано в Апелляционном суде и Верховном суде.

5.орган прокуратуры решает, должен ли быть произведен арест

Финляндия

вопросы признания беженцем: иммиграционные службы управления по вопросам Иммиграции.

 

Экстрадиция в страны ЕС: Национальное агентство по преступности (NCA) является назначенным органом, занимающимся выдачей и экстрадицией лиц посредством Шенгенской электронной системы.

Решение об экстрадиции принимается окружным судом и обжалуется в Федеральный суд

 

Экстрадиция в другие государства:

Правоохранительные органы, суды

1.подача заявления о признании беженцем, сразу получение всех льгот

2.интервью

3.принятие решения

 

1.ордер или заявление о выдаче размещается  в электронном ресурсе Шенгенской информационной системы, известной как « SISII »

2.выдается разрешение на арест лица

3.производится судебное решение о выдаче либо отказе в выдаче лица

 

1.подача заявления, подача запроса

2.принятие решения уполномоченным органом

3.обжалование в суде

4.принятие решения судом.

Швейцарии

вопросы признания беженцем: иммиграционные службы управления по вопросам Иммиграции.

 

Экстрадиция в страны ЕС: Национальное агентство по преступности (NCA)  является назначенным органом, занимающимся выдачей и экстрадицией лиц посредством Шенгенской электронной системы.

Решение об экстрадиции принимается окружным судом и обжалуется в Федеральный суд

 

Экстрадиция в другие государства:

Правоохранительные органы, суды

1.подача заявления о признании беженцем, сразу получение всех льгот

2.интервью

3.принятие решения

 

1.ордер или заявление о выдаче размещается  в электронном ресурсе Шенгенской информационной системы, известной как « SISII »

2.выдается разрешение на арест лица

3.производится судебное решение о выдаче либо отказе в выдаче лица

 

 

1.подача заявления, подача запроса

2.принятие решения уполномоченным органом

3.обжалование в суде

4.принятие решения судом.

Франция

вопросы признания беженцем: иммиграционные службы,

местная префектура, Французское бюро помощи беженцам и апатридам

 

Экстрадиция в страны ЕС: Национальное агентство по преступности (NCA)  является назначенным органом, занимающимся выдачей и экстрадицией лиц посредством Шенгенской электронной системы.

Решение об экстрадиции принимается окружным судом и обжалуется в Федеральный суд

 

Экстрадиция в другие государства:

Французское бюро помощи беженцам и апатридам, суды, Министр юстиции, Президент страны

1.подача заявления о признании беженцем, сразу получение всех льгот

2.интервью

3.принятие решения

 

1.ордер или заявление о выдаче размещается  в электронном ресурсе Шенгенской информационной системы, известной как « SISII »

2.выдается разрешение на арест лица

3.производится судебное решение о выдаче либо отказе в выдаче лица

 

 

1.подача заявления. Любая просьба о выдаче направляется французскому правительству по дипломатическим каналам

2.принятие решения уполномоченным органом Запрос о выдаче, после проверки документов, передается вместе с делом министром иностранных дел министру юстиции

3. Иностранец безотлагательно переводится и помещается под стражу, после ареста государственный обвинитель или сотрудник его прокуратуры проводит допрос, обвинительный отдел, дает свое обоснованное заключение

3.обжалование в суде 4.принятие решения судом.

5. в случае необходимости, рассматривается Министром юстиции и подается на подпись президента республики.

Российская Федерация

вопросы признания беженцем: МВД России и территориальные органы МВД России, Заявитель может обратиться с жалобой в суд на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу

 

Предоставление политического убежища предоставляется Указом Президента Российской Федерации

Вопросами экстрадиции и выдачи граждан занимаются Генпрокурор и МИД.

1.подача заявления о признании беженцем, 2.опрос

3.принятие решения

 

Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

 

Генпрокурор лично рассматривает все запросы об экстрадиции, и принимает решение об их отклонении или удовлетворении. Но при этом он консультируется с работниками МИД.

1. сбор необходимых документов. 2.изучение правомерности выдачи. 3.Если запрос одобрен, то переходят к самому процессу выдачи. На этом этапе определяют дату и порядок передачи, а также обеспечение конвоя для экстрадируемого.[12]

Япония

вопросы признания беженцем:

Бюро иммиграции Министерства юстиции

Если министр юстиции  отклоняет заявку, то заявители могут передать дело в суд. Введена система советников для рассмотрения протестов против отклонённых заявлений на получение статуса беженца.[13]

1.подача заявления о признании беженцем, 2.интервью

3.принятие решения

4.рассмотрение протестов советниками

5.обжалование в суды

Меры, необходимые для принятия (шаги по исполнению решения) Орган государства, ответственный за исполнение Общественные организации, заинтересованные в оказании содействия  
Общего характера Специальные меры      
1.    Провести обобщение имеющейся практики в Республике Казахстан отказов об определении статуса беженца, с детальным выяснением имеет ли право брат Заявителя на статус беженца Расширение полномочий, компетенций  Комитета миграционной службы, МВД РК.

ГП РК осуществлять надзор и вносить меры прокурорского реагирования при выявлении  нарушений законности

 МВД РК, ГП РК Лицо, представляющее интересы Заявителя,  УВКБ ООН в Казахстане, БДИПЧ  
2.      Рассмотреть эффективность процедур предоставления   статуса беженца лицам, ищущим убежище от преследования со стороны правоохранительных органов  Расширение полномочий, компетенций  Комитета миграционной службы, МВД РК.

ГП РК осуществлять надзор и вносить меры прокурорского реагирования при выявлении  нарушений законности

 МВД РК, ГП РК УВКБ ООН в Казахстане, БДИПЧ  
3.      Определить орган исполнения Комитет миграционной службы МВД РК с присвоением им полномочий установления, расследования, выяснения  фактов для определения статуса беженца Расширение полномочий, компетенций  Комитета миграционной службы, МВД РК.

ГП РК осуществлять надзор и вносить меры прокурорского реагирования при выявлении  нарушений законности

МВД РК УВКБ ООН в Казахстане, БДИПЧ  
4.    Проводить мониторинг и предоставлять в открытом доступе  достоверную информацию о числе лиц ищущих убежище в Казахстане, сколько лиц, имеет статус беженца, скольким лицам отказано в статусе с указанием мотивов. Создать электронную информационную базу, сайт для оперативного реагирования, отслеживания ситуации на портале Правительства АО НИТ, МВД РК, ГП РК, Правительство УВКБ ООН в Казахстане, БДИПЧ  
5.      Предоставлять временное убежище сроком на 6 месяцев всем нуждающимся лицам до выяснения всех требуемых обстоятельств Расширение полномочий, компетенций  Комитета миграционной службы, МВД РК.

ГП РК осуществлять надзор и вносить меры прокурорского реагирования при выявлении  нарушений законности

МВД РК, ГП РК УВКБ ООН в Казахстане, БДИПЧ  
Схема исполнения решения (кратко)  
Действия Орган Сроки Результат

 

1.Сбор доказательств, подтверждающих факты применения пыток в Узбекистане и реальность их применения к брату Заявителя  Комитет миграционной службы РК, Заявитель либо сторона, представляющая интересы брата Заявителя  В течение месяца  Сбор таких доказательств, позволит мотивированно предоставить информацию об определении статуса беженца либо об отказе в таком статусе

 Согласно подпункту 5 пункта 2 Правила регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца от 29 ноября 2010 года (далее-Правила)  беженцами в Республике Казахстан признаются иностранец, который в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или лицо без гражданства, находящиеся вне страны своего постоянного места жительства или гражданской принадлежности, которые не могут или не желают вернуться в нее вследствие этих опасений [14];

Согласно выдержкам из учебного пособия «Права беженцев» — под беженцами понимаются лица,     вынужденные оставить место своего постоянного проживания в результате индивидуального или группового политического, религиозного, военного или иного преследования считаются беженцами (первоначальная версия данного пособия составлена Стефани Карнес.  Фрэнк Элбертс, Фелиса Тиббитс (Ассоциация Обучения Правам Человека), Кристи Руделиус-Палмер и Дэвид Уайсброт[15]

Основанием для преследования должно быть одно из пяти условий, предусмотренных в ст. 1А(2) Конвенции о статусе беженцев: раса, религия, национальность, принадлежность к какой-либо социальной группе или политические убеждения. Преследования, возникшие по другим основаниям не учитываются.

Понятие «раса» используется в широком смысле и включает в себя этнические группы и социальные группы общего происхождения.

Понятие «религия» также употребляется в широком значении, включая определения группы, которая придерживается общих традиций и верований, а также групп, активно практикующих какую-либо религию.

Понятие «национальность» включает и индивидуальное гражданство. Преследование этнических, лингвистических, культурных групп населения также может быть определено, как преследование, основанное на национальном признаке.

Понятие «определенная социальная группа» относится к людям, имеющим одинаковые корни, привычки или социальный статус. Эта категория обычно совпадает с преследованием, основанным на одном из четырех оснований: оно применяется к семьям капиталистов, землевладельцев, гомосексуалистов, предпринимателей и бывших военных.

Понятие «политические убеждения» относится к взглядам, нетерпимым властями, включая критические мнения о политике и методах работы правительства. Это относится и к случаям, когда определенное мнение приписывается индивиду (напр., власти считают, что лицо обладает определенными политическими убеждениями) даже, если лицо на самом деле и не разделяет этих убеждений. Индивиды, которые стали разделять определенные убеждения, покинув свою страну, могут считаться беженцами, если они могут доказать, что их убеждения, вероятно, повлекут их преследования в случае возвращения.[16]

Вопрос об определении понятий возникает, когда страны и организации пытаются определить, кто является беженцем, а кто — нет. Лица, ищущие убежища – т.е. те, кто просит о предоставлении статуса «беженца» в другой стране,  обычно должны доказать, что их боязнь преследования реально обоснована и тем самым инициировать установленную законодательством процедуру, в которой страна местонахождения решит, может ли лицо получить статус беженца.

Наличие вполне обоснованных опасений:

Субъективный элемент: «опасения»

По определению, опасения – это душевное и, следовательно, субъективное состояние, которое определяется личными и семейными обстоятельствами человека, его переживаниями и тем, как он лично оценивает ситуацию, в которой оказался.

Объективный элемент: «обоснованность»

Оценка обоснованности опасений должна проводиться в контексте ситуации в стране происхождения заявителя и в свете его личных обстоятельств. Лицо, принимающее решение, должно также собрать подробную информацию о самом заявителе: его биографии, чертах характера, жизненном опыте. Существенными являются также сведения о членах его семьи и/или о других людях с аналогичным обстоятельствами. После этого следует определить правдивость заявителя и обоснованность его опасений, сопоставив полученные сведения с объективной информацией о положении в стране его происхождения. В этом смысле существенным является наличие достоверной информации о стране происхождения заявителя.

Однако, международное право признает право искать убежища, но не обязывает государства его предоставлять.

На основании вышеизложенных  рекомендаций, Заявитель и уполномоченные органы должны представить убедительные факты преследования и применения пыток к брату Заявителя, указав истинные мотивы.

2. Внести дополнение в   Правила регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца от 29 ноября 2010 года, основные принципы, как критерии эффективности процедуры  при определении статуса беженца.

 

МВД РК В течение месяца Прозрачность проведения процедур

Согласно Руководству по проведению справедливой и эффективной процедуры определения статуса беженца от 1999 года, убежище является одним из основных прав человека.

Статья 3 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения[17].

В Казахстане разработаны Правила присвоения статуса беженца от 20 ноября 2007 года, регламентирующие вопросы проведения  процедуры определения статуса беженца.

Процедура признания статуса беженца является процедурой расследования и установления, соответствует ли данное лицо статусу беженца.

Под данной процедурой следует понимать —  процедуру, применяя которую можно установить, действительно ли обратившийся за защитой является беженцем, т.е. отвечает критериям, установленным законодательством. Таким образом, определение статуса беженца означает выяснение вопроса о том, действительно ли человек, подавший заявление о предоставлении убежища или иным образом заявивший о том, что ему требуется международная защита, является беженцем, то есть, соответствует ли его ситуация критериям, изложенным в соответствующем определении беженца. Эффективность же данной процедуры заключается в том, чтобы выполнить свои обязательства в соответствии с Конвенцией 1951 г. и/или Протоколом 1967 г.,  по установлению статуса беженца, и соблюсти основные принципы при определении такого статуса.

Данные принципы не учтены национальным законодательством, в связи, с чем предлагаем включить  в Правила регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца от 29 ноября 2010 года, основные принципы, как критерии эффективности процедуры  при определении статуса беженца.

3. Внести в   Правила регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца от 29 ноября 2010 года, дополнения по вопросам  порядка отбора членов комиссии и  их деятельность,  открытого проведения заседания комиссий по рассмотрению ходатайств лиц, ищущих убежища (аудио-, видео-запись) для доказательства эффективной и законной деятельности. МВД РК, ГП РК По ходатайству Прозрачность проведения процедур При установлении,  кто должен отвечать за определение статуса беженца, считаем, что государство-участник, взяв на себя международные обязательства по соблюдению прав лиц, ищущих убежище, должен предпринять все меры по установлению всех необходимых фактов (Комитет миграционной службы). Государства-участники Конвенции 1951 г., Протокола 1967 г. и Конвенции ОАЕ 1969 г. обязаны в соответствии с этими актами предоставлять защиту, гарантированную в них всем, кто отвечает критериям соответствующего определения беженца. Самым главным обязательством является обеспечение соблюдения принципа, согласно которому эти государства не могут возвращать лицо в страну, где его жизни или свободе будет угрожать опасность по причине его расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Этот принцип, известный как принцип не высылки, стал также нормой международного обычного права и как таковой является обязательным для всех государств, включая те, что не присоединились к Конвенции 1951 г. и/или Протоколу 1967 г.[18]

Уполномоченные органы, должны, открыто проводить заседания комиссий по рассмотрению ходатайств лиц, ищущих убежища (аудио, видео запись) для доказательства эффективной и законной деятельности, при этом порядок отбора членов комиссии и  их деятельность должна регламентироваться законодательством.

Кроме того, в открытом доступе предоставлять объективную информацию по вопросам определения статуса беженца (сколько лиц получили, скольким отказано, основания отказа и т.д.). Доступ к такой информации позволит объективно оценивать работу в данном направлении.

4. Размещать информацию на сайтах МВД РК, ГП РК по вопросам определения статуса беженца (сколько лиц получили, скольким отказано, основания отказа и т.д.). Уполномоченный орган В течение месяца Доступ к информации о процедуре присвоения статуса беженца
5. В Закон РК  «О беженцах» включить норму, предусматривающую возможность предоставления временного убежища  беженцам, если вопрос о статусе беженца не решается. МВД РК, Генеральная прокуратура РК, МИД РК, общественные организации, БДИПЧ В течение месяца Альтернативная мера по разрешению вопроса о присвоении статуса беженца и защита прав, ищущего убежище, исполнение Конвенции

 

Заявитель призывает рассмотреть возможность о применении временных мер.

Рассмотреть возможность  предоставления временного убежища  по аналогии Закона РФ  «О беженцах». Согласно данному Закону временным убежищем признается  возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории страны.  Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если: имеет основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывания; не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории страны.

В связи, с чем предлагаем, внести в Закон РК  «О беженцах» норму, предусматривающую возможность предоставления временного убежища  беженцам при определённых условиях  по аналогии статьи 12 Закона РФ «О беженцах» от 28 июня 1997 года.

Данная мера, позволит государству-участнику исполнить основные принципы ратифицированных Конвенцией[19].

Общий срок исполнения решения Комитета ООН — 180 дней
Индикаторы исполнения
Структурные индикаторы  Орган исполнения — Академия правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, судебные инстанции, Верховный Суд РК, ГП РК, МВД РК 3 месяца  Разработка нормативного Постановления Верховного Суда РК «О судебной практике предоставления и определения статуса беженца в РК» Представить убедительные факты преследования и применения пыток, указав истинные мотивы по которым преследуются лица и основания предоставлении, отказа в предоставлении статуса беженца

Обобщение правоприменительной практики, судебной, следственной, обобщения имеющихся материалов  прокурорского надзора в данной сфере

Индикаторы процесса Внести изменения в законодательство, регулирующее вопросы присвоения статуса беженца

 

Орган исполнения –

Уполномоченные органы,

Мажилис Парламента РК,

Академия правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, судебные инстанции, Верховный Суд РК, ГП РК, МВД РК

3 месяца  Разработка дополнений и изменений в законодательные акты,  регулирующего алгоритм присвоения статуса беженца и предоставления временного убежища сроком на 6 месяцев

 

Внести дополнения в  Закон РК  «О беженцах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.)

А именно: включить в ст.1 Закона  определение понятия «временное убежище» — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Республики Казахстан,

Ст.9 Закона  дополнить пп. 1-1 словом — временное убежище, норму, предусматривающую возможность предоставления временного убежища  беженцам, если вопрос о статусе беженца не решается, сроком на 6 месяцев

 Обобщение правоприменительной практики, судебной, следственной, обобщения имеющихся материалов  прокурорского надзора в данной сфере
Индикаторы результата Внести в Закон РК  «О беженцах» норму, предусматривающую возможность предоставления временного убежища  беженцам при определённых условиях  по аналогии статьи 12 Закона РФ «О беженцах» от 28 июня 1997 года.

 

Орган исполнения –

Уполномоченные органы,

Мажилис Парламента РК,

Академия правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, судебные инстанции, Верховный Суд РК, ГП РК, МВД РК

 3 месяца  Усовершенствованный Закон ПК «О беженцах» предусмотрит возможность предоставления временного убежища  беженцам.

Данная мера, позволит государству-участнику исполнить основные принципы ратифицированных Конвенций.

Решение данных вопросов позволит Казахстану исполнять основные принципы Конвенции

 

 В их полномочия должно входить сбор материалов, проверка на предмет предоставления обратившимся лицам временного убежища  по аналогии Закона РФ  «О беженцах». Согласно данному Закону временным убежищем признается  возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории страны.  Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если: имеет основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывания; не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории страны.
Общий результат, оценка  Соблюдения международных норм, национального законодательства      В их полномочия должно входить сбор материалов, проверка на предмет предоставления обратившимся лицам временного убежища  по аналогии Закона РФ  «О беженцах». Согласно данному Закону временным убежищем признается  возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории страны.  Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если: имеет основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывания; не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории страны.

В связи, с чем предлагаем, внести в Закон РК  «О беженцах» норму, предусматривающую возможность предоставления временного убежища  беженцам при определённых условиях  по аналогии статьи 12 Закона РФ «О беженцах» от 28 июня 1997 года.

Данная мера, позволит государству-участнику исполнить основные принципы ратифицированных Конвенций.

Сокращения:
БДИПЧ — Бюро по демократическим институтам и правам человека
ГП РК – Генеральная прокуратура  Республики Казахстан
МВД РК — Министерство внутренних дел Республики Казахстан
ООН — Организация Объединенных Наций
РК — Республика Казахстан        
УВКБ ООН — Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев        

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.    http://www.cikrf.ru/about/library/books/download/sbornik/sbornik.htmlМеждународные избирательные стандарты: Сборник документов. -/отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков; Науч. ред. д.ю.н. В.И. Лысенко. – М.: Весь Мир, 2004. – 1152 с./;

2.    https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31328217 Стамбульский протокол;

3.    Додонов В. Н. Малиновский А. А. Основные тенденции развития зарубежного уголовного права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения  – 2006.- № 1);

4.    http://www.agka.kz/en/пытки-и-физическое-насилие/

5.    Российская газета» (Центральный выпуск) N3931 от 22 ноября 2005.

6.    Об утверждении второго периодического доклада о выполнении Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 декабря 2014 года № 1271 В соответствии со статьей 40 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Казахстан 28 ноября 2005 года.

7.    https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года.

8.    http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rlist.html Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека. Международные инструменты по правам человека. Документы ООН.

9.    https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30525705 Закон РК  «О беженцах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.

10.              https://rosmintrud.ru/docs/laws/84 Закон РФ О беженцах (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (с изменениями на 26 июля 2019 года).

11.    https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/guvm/признание-беженцем

12.    https://novostivl.ru/msg/27192.htm

13.    Правила регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца от 29 ноября 2010 года.

14.    Права беженцев.- Учебное пособие.- Центр по правам человека Университета Миннесоты) проверили и отредактировали данный документ.  Авторские права © Ассоциация Обучения Правам Человека, 2002. Перевод на русский язык © Центр по правам человека Университета Миннесоты, 2003.

15.    Права беженцев.- Учебное пособие.- Центр по правам человека Университета Миннесоты) проверили и отредактировали данный документ.  Авторские права © Ассоциация Обучения Правам Человека, 2002. Перевод на русский язык © Центр по правам человека Университета Миннесоты, 2003.

16.               http://mirznanii.com/a/185746/vseobshchaya-deklaratsiya-prav-cheloveka Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

17.    http://docplayer.ru/26110741-Konvenciya-statusa-bezhencev.html Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года.

18.    Закон РФ О беженцах (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (с изменениями на 26 июля 2019 года).

 

Приложение А      Международные нормы по противодействию пыткам

К основным международным документам по противодействию пыткам относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека (Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.);
  • Европейская конвенция прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (г. Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.);
  • Американская конвенция о правах человека (г. Сан-Хосе, 22 ноября 1969 г., вступила в силу 18 июля 1978 г.)
  • Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3452 от 9 декабря 1975 г.);
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающихдостоинство видов обращения и наказания(Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 от 10 декабря 1984 г.);
  • Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года);
  • Принципы эффективного расследования и документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол) (Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 55/89) и др.

Стоит отметить, что из вышеуказанных документов Республикой Казахстан ратифицированы два: Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован 28 ноября 2005 г., вступил в силу 24 апреля 2006 г.) и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (присоединились к Конвенции 29 июня 1998 г.).

Для применения в законодательстве Казахстана пакта и конвенции обязательно их ратификация, то есть утверждение Парламентом. Согласно  пп. 11 ст. 1 Закона РК от 30 мая 2005 г. № 54 «О международных договорах» международный акт, ратифицированный Казахстаном, является международным договором. В соответствии с п. 3 ст. 4 Конституции Республики Казахстан ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед законами.

Таким образом, международные документы, ратифицированные Казахстаном обязательны для применения на территории всей страны.

21 февраля 2008 г. Казахстан сделал заявление к ст. ст. 21 и 22 Конвенции против пыток, что позволило нашим гражданам направлять жалобы о применении к ним пыток в Комитет ООН против пыток.

По отношению к декларации ратификация не требуется в связи с тем, что это международно-правовой документ провозглашающего характера и не имеет обязательной силы. В международном праве аналогичные документы именуются «мягкими» правилами, их применение в национальном законодательстве находится на усмотрении самого государства.

 

 

      [1]  Замечание общего порядка № 1, Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят третья сессия, Дополнение № 44 (А/53/44 и Corr.1), приложение IX, пункты 6 и 7.

[2] http://www.cikrf.ru/about/library/books/download/sbornik/sbornik.htmlМеждународные избирательные стандарты: Сборник документов. -/отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков; Науч. ред. д.ю.н. В.И. Лысенко. – М.: Весь Мир, 2004. – 1152 с./

 

[3] https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31328217 Стамбульский протокол

[4]Додонов В. Н. Малиновский А. А. Основные тенденции развития зарубежного уголовного права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения  – 2006.- № 1)

[5]http://www.agka.kz/en/пытки-и-физическое-насилие/

[6]Российская газета» (Центральный выпуск) N3931 от 22 ноября 2005.

[7] Об утверждении второго периодического доклада о выполнении Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 декабря 2014 года № 1271 В соответствии со статьей 40 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Казахстан 28 ноября 2005 года.

[8] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года.

[9] http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rlist.html Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека. Международные инструменты по правам человека. Документы ООН.

[10] https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30525705 Закон РК  «О беженцах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.

[11] https://rosmintrud.ru/docs/laws/84 Закон РФ О беженцах (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (с изменениями на 26 июля 2019 года).

[12] https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/guvm/признание-беженцем

[13] https://novostivl.ru/msg/27192.htm

[14] Правила регистрации и рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца от 29 ноября 2010 года.

[15] Права беженцев.- Учебное пособие.- Центр по правам человека Университета Миннесоты) проверили и отредактировали данный документ.  Авторские права © Ассоциация Обучения Правам Человека, 2002. Перевод на русский язык © Центр по правам человека Университета Миннесоты, 2003.

[16] Права беженцев.- Учебное пособие.- Центр по правам человека Университета Миннесоты) проверили и отредактировали данный документ.  Авторские права © Ассоциация Обучения Правам Человека, 2002. Перевод на русский язык © Центр по правам человека Университета Миннесоты, 2003.

[17]http://mirznanii.com/a/185746/vseobshchaya-deklaratsiya-prav-cheloveka Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

[18] http://docplayer.ru/26110741-Konvenciya-statusa-bezhencev.html Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года.

[19] Закон РФ О беженцах (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (с изменениями на 26 июля 2019 года).