Дорожная карта: Х. против Республики Казахстан — Сообщение №554/2013 Комитета ООН по правам человека Дата принятия 28 октября 2019 года

Скачать pdf

Дата предоставления документа 23 декабря 2019 года
Исполнитель по дорожной карте (ФИО) Ковлягина Светлана Романовна
Название Комитета ООН Комитет против пыток (далее по тексту «КПП»)
Название решения Сообщение №554/2013 Решение, принятое Комитетом на его пятьдесят пятой сессии

(27 июля–14 августа 2015 года)

Тема сообщения: экстрадиция в Российскую Федерацию

Вопрос существа: угроза подвергнуться пыткам по возвращении в страну происхождения

Дата решения 3 августа 2015 года
Статьи договора — название прав и свобод, которые признаны нарушенными Комитетом ООН Статья 3 Конвенции ООН против пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения и наказания (далее по тексту «Конвенция»)

1. Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать («refouler») или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

Статья 22  Конвенции

1. Государство-участник настоящей Конвенции может в любое время заявить в соответствии с настоящей статьей, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые

утверждают, что они являются жертвами нарушения Государством-участником положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени; Комитет не принимает никаких сообщений, если они относятся к Государству-участнику, которое не сделало такого заявления.

Пункт 1 Правила 114 правил процедуры КПП:  Комитет в любой момент после получения жалобы может направить государству-участнику просьбу о принятии временных мер во избежание причинения жертве предполагаемых нарушений непоправимого ущерба.

Краткая фабула
Решение принято по жалобе Х., гражданина Российской Федерации,  1981г.рождения, уроженца г. Грозный.  В жалобе заявитель указал, что  прибыл в Республику Казахстан 4 марта 2013 года и встал на учет в иммиграционных органах города Уральска. 7 марта 2013 года он был объявлен Российской Федерацией в розыск в качестве подозреваемого по уголовному делу о деятельности организованной вооруженной группы на территории Ингушетии.
Соответствующая документация была направлена казахстанским  властям 24 апреля 2013 года. 21 мая 2013 года Генеральная прокуратура Российской Федерации официально обратилась к Казахстану с просьбой о выдаче заявителя.  В жалобе  заявитель утверждал, что его выдача в Российскую Федерацию стала бы нарушением пункта 1 статьи 3, статьи 6 и пункта 3 статьи 7 Конвенции.
Он заявлял, что ситуация в Ингушетии является нестабильной и что похищения, пытки и фабрикация уголовных обвинений являются там распространенным явлением, с учетом того, что ранее он уже становился жертвой похищения и пыток, в этой ситуации он рискует не только подвергнуться пыткам, но и лишиться жизни.  Экстрадиция заявителя в Российскую Федерацию была отложена во исполнение просьбы Комитета о принятии временных мер защиты. Комитет обращался с просьбой воздержаться от высылки заявителя в Российскую Федерацию, пока его жалоба находится на рассмотрении Комитета. Эта просьба была повторена 9 июля 2013 года, 24 марта 2014 года и 16 апреля 2014 года. Несмотря на это, 24 апреля 2014 года заявитель был экстрадирован в Российскую Федерацию.
Решения (постановления) судов:
1. 01.11.2013.решение Суда № 2 г.Уральска
2. 19.12.2013. апелляционное постановление ЗКО суда на решение от 01.11.2013.
3. 27.01.2014. апелляционное постановление ЗКО суда на постановление Уральского городского суда от 21.01.2014.
4. 04.05.2014. решение Суда № 2 г. Уральска
5. 24.06.2014. апелляционное постановление на решение от 4.05.2014.
04.09.2014. кассационное постановление ЗКО суда на решение от 4.05.2014. и на апелляционное постановление от 24.06.2014.

 

Резолютивная часть решения
Перечень того, что необходимо предпринять согласно решению Комитета Детали по исполнению (или не исполнению) их государством

 

1. Добросовестно выполнять положения статьи 22 Конвенции и п.1 Правила 114 правил процедуры

2. До принятия решения о выдаче (экстрадиции) тщательно оценивать персональный риск применения пыток и жестокого обращения на территории запрашиваемой стороны к лицу, в отношении которого поступил запрос.

3. Не игнорировать заявления лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции) о том, что ранее он уже становился жертвой похищения и пыток, а также его утверждения о широко распространенной и хорошо известной  практике грубых,  вопиющих и массовых нарушений прав человека и серьезной угрозы применения пыток на территории запрашиваемой стороны.

4. Проводить проверку заявления лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции) о наличии у него на теле следов пыток, с обязательным проведением судебно-медицинского освидетельствования этого лица.

5. Не принимать дипломатические заверения запрашиваемой стороны в качестве гарантии достаточной защиты лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции) от явной угрозы применения пыток. Не использовать такие дипломатические заверения в качестве инструмента, позволяющего не соблюдать требование воздерживаться от принудительного возвращения.

6. Подготовить и представить Комитету информацию о положении гр-на Х. после его выдачи (экстрадиции) Российской Федерации.

7. Признавая компетенцию КПП по рассмотрению индивидуальных жалоб, признать выводы Комитета юридически обязательными. КПП уполномочен толковать положения Конвенции, которые обязательны для государств-участников.

8. Для признания решений КПП юридически обязательными внести  соответствующие изменения и дополнения в национальное законодательство.

9. Выплатить гр-ну Х.  надлежащую компенсацию на основании ст.ст. 1, 2, 6, 8 ГПК РК, 917 ч. 1 ГК РК (особенная часть), 20 ч. 1 закона «О международных договорах Республики Казахстан» и ст. 39 Бюджетного кодекса.   Статьей  54 пунктом 3 и пунктом 3-1 ГПК РК, прокурору в соответствии с законодательством предоставлено право обратиться с иском в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов  лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту. Если в настоящее время  гр-н Х. содержится под стражей, что является обстоятельством, препятствующим ему самостоятельно осуществлять защиту своих прав,  исковое заявление  в суд должно  быть подано прокурором.

1.Генеральной прокуратуре  до принятия решения об экстрадиции тщательно изучать ситуацию с пытками и  наличием/отсутствием постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека  на территории запрашиваемой стороны.

2. Генеральной прокуратуре изучить Замечания КПП по последним периодическим докладам государств-участников Конвенции  и составить список стран неблагополучных с точки зрения пыток и жестокого обращения.

3.Судам, рассматривающим ходатайство прокурора об экстрадиции, требовать приобщения к ходатайству материалов проведенной проверки о ситуации с пытками и  наличием/отсутствием постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека  на территории запрашиваемой стороны (по результатам изучения Замечаний КПП по периодическим докладам запрашиваемой стороны).

4. Согласно пункту 7 части первой  статьи  590 УПК РК, экстрадиция лица не допускается, «если имеются основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции), может быть подвергнуто угрозе применения пыток в запрашивающей стороне». Нормативным постановлением Верховного Суда от 28 декабря 2009 года № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания»  пунктом 20 даны следующие разъяснения: «При рассмотрении требования о выдаче (экстрадиции) гражданина иностранного государства, обвиняемого в совершении преступления, во исполнение  требований статьи 3 Конвенции выясняются обстоятельства, указывающие на наличие или отсутствие в иностранном государстве, направившем требование, постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека».

В связи с тем, что ни УПК РК, ни НП ВС от 28 декабря 2009 года № 7, не содержат перечня оснований и обстоятельств, указывающих на   наличие или отсутствие в иностранном государстве, направившем требование, постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека и   угрозы применения пыток к лицу, в отношении которого поступил о выдаче, Генеральной прокуратуре разработать такой перечень конкретных оснований и обстоятельств и внести соответствующие дополнения в Инструкцию об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан, утвержденной Приказом  Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 октября 2017 года №112.

В перечень оснований и обстоятельств, указывающих на   наличие или отсутствие в иностранном государстве, направившем требование, постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека и   угрозы применения пыток к лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче, необходимо включить:

·         лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции) заявляет, что на территории запрашиваемого государства он подвергался пыткам и  по факту применения к нему пыток имеются доказательства (следы на теле, медицинские документы, процессуальные документы по уголовным делам, возбужденным по его жалобам или жалобам его адвокатов,  родственников)

·         Медицинским освидетельствованием, проведенным в соответствии с требованиями Стамбульского прот окола, установлено, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции) подвергался пыткам и жестокому обращению на территории запрашиваемого государства.

·          Практика применения пыток и других массовых нарушений прав человека на территории запрашиваемого государства подтверждена Замечаниями КПП по периодическим докладам запрашиваемого государства

·         Запрашиваемое государство входит в список стран,  неблагополучных с точки зрения пыток и жестокого обращения.

·         на рассмотрении  КПП находится жалоба лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции)

·         имеется просьба КПП о принятии временных мер защиты к лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции)

5. Генеральной прокуратуре разработать шкалу оценки степени риска угроз применения  пыток к запрашиваемому лицу в случае его экстрадиции, о которой говорится в статье 27 Инструкции  об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан.

Оценка степени риска, как степени вероятной опасности, должна учитывать:

— тяжесть предъявленного обвинения

— наличие  доказательств применения пыток к лицу ранее на территории запрашиваемого государства, их характер,  продолжительность, последствия (физические и психические)

-наличие на территории запрашиваемого государства практики нарушений статьи 3 Конвенции, в том числе связанных с условиями в полицейских участках и в местах содержания под стражей (по отчетам, заявлениям, рекомендациям КПП, специального докладчика по вопросу пыток.

6.Верховному Суду внести дополнение  в пункт 20 Нормативного постановления от 28 декабря 2009 года № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания»  следующего содержания: «Если лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции) заявляет о том, что он подвергался пыткам и жестокому обращению на территории запрашиваемого государства, суд выносит постановление, которым возлагает на прокурора проведение проверки в соответствии с требованиями Стамбульского протокола, 1999 года[1]»

7. В правоприменительной практике расширить применение международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. Если правила, установленные международным договором,  вступают в противоречие с нормами национального законодательства, руководствоваться пунктом 3 статьи 4 Конституции, согласно которой международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами.

8. Если гр-н Х. после его выдачи (экстрадиции) Российской Федерации содержится под стражей организовать регулярные посещения места содержания под стражей и эффективный мониторинг в качестве гарантии того, что он не подвергается обращению, противоречащему требованиям статьи 3 Конвенции. Согласно пункту 27   Инструкции об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан, утвержденной приказом  Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 октября 2017 года №112, « В случае принятия решения о выдаче и фактического этапирования лица, заявлявшего об угрозе применения пыток, Генеральной прокуратурой незамедлительно направляется в МИД РК письмо о посещении представителями Посольства Казахстана за рубежом выданного лица на территории иностранного государства по истечении 1 и 6 месяцев после прибытия в иностранное государство в целях мониторинга условий и режима содержания».

9.Внести в действующие  Гражданский кодекс (часть общая и часть особенная) и  Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан дополнения, определяющие признание,  обязательный характер  и  порядок исполнения решений конвенционных  органов ООН по международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, в части  выплаты компенсации  и возмещения ущерба (вреда) жертвам нарушений прав человека.

 

 

 

Описание каждого из стандартов прав и свобод человека

 

Название международного документа, в котором содержится требование, и формулировка стандарта права (свободы) человека Смысл (разъяснение содержания) стандарта

 

 

 

 1. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Статья 3

1.Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать («refouler») или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

2.Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

 

 

Статья 14

1. Каждое Государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации. В случае смерти жертвы в результате пытки, право на компенсацию предоставляется его иждивенцам.

 

 

Статья 22

1.Государство-участник настоящей Конвенции может в любое время заявить в соответствии с настоящей статьей, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Государством-участником положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени; Комитет не принимает никаких сообщений, если они относятся к Государству-участнику, которое не сделало такого заявления

 

2. Венская конвенция о праве международных договоров (Принята 23 мая    

    1969 года)

 

 

 

 

3.Пункт 1 Правила 114 правил процедуры

 

 

 

 

 

 

 

Обязательство о невыдворении, закрепленное в статье 3 Конвенции, существует во всех случаях, когда имеются «серьезные основания» полагать, что соответствующему лицу будет угрожать опасность подвергнуться пыткам в государстве, депортация в которое его ожидает, либо в качестве отдельного лица, либо в группе, которая может подвергнуться опасности применения пыток в государстве назначения. Практика Комитета заключается в установлении существования «серьезных оснований» всякий раз, когда опасность пыток является «предсказуемой, личной, существующей и реальной».[2]

 

 

 

 

 

 

Замечание общего порядка № 3 (2012)

От каждого государства-участника требуется «обеспечить в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации». Комитет считает, что статья 14 применима ко всем жертвам пыток и актов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (далее − «жестокого обращения») без дискриминации по какому бы то ни было признаку в соответствии с замечанием общего порядка № 2 Комитета. Комитет считает, что термин «возмещение» в статье 14 охватывает понятия «эффективного средства правовой защиты» и «восполнения». Соответственно, всеобъемлющая концепция восполнения влечет за собой реституцию, компенсацию, восстановление, удовлетворение и гарантии неповторения и относится ко всему комплексу необходимых мер для обеспечения возмещения в случае нарушений согласно Конвенции[3].

 

 

В том случае, если Комитет или назначенные им члены направляют соответствующему государству-участнику для безотлагательного рассмотрения просьбу принять при вступлении решения национальных властей о депортации в законную силу такие временные меры, которые Комитет считает необходимыми с целью избежать причинения возможного непоправимого вреда жертве или жертвам предполагаемого нарушения статьи 3 Конвенции, в соответствии с правилом 114 правил процедуры Комитета государство-участник должно выполнить просьбу Комитета в духе доброй воли. Невыполнение государством-участником просьбы Комитета будет представлять собой серьезный ущерб и препятствие для эффективных обсуждений в Комитете, а также поставит под большое сомнение готовность государства-участника осуществлять статью 22 Конвенции в духе доброй воли. В этой связи Комитет постановил, что несоблюдение его просьбы о принятии временных мер является нарушением статьи 22.[4]

 

 

 

Статья 26. Pacta sunt servanda

Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Статья 27. Внутреннее право и соблюдение договоров

Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Это правило действует без ущерба для статьи 46 (Статья 46. Положения внутреннего права, касающиеся компетенции заключать договоры).

 

Комитет в любой момент после получения жалобы может направить государству-участнику просьбу о принятии временных мер во избежание причинения жертве предполагаемых нарушений непоправимого ущерба.

 

 

 

 

Анализ законодательства

 

Наименование нормативного правового акта Норма, подлежащая изменению (формулировка необходимого содержания)
 Закон «Об органах юстиции»[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданский кодекс (общая часть)

 

 

 

 

 

 

Гражданский кодекс (особенная часть)

 

 

 

 

 

Гражданский процессуальный кодекс

 

 

 

 

 

Инструкция об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан, утвержденная Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 октября 2017 г. № 112

Статью 3 закона «Об органах юстиции» дополнить пунктом 9-5 следующего содержания:

«осуществление координации деятельности по исполнению решений конвенционных органов Организации объединенных наций по международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан».

 

Статью 7 Гражданского кодекса (общая часть) дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

3-1) из решения конвенционных органов Организации объединенных наций по международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан в рамках процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, установивших гражданские права и обязанности.

 

Статью 922 Гражданского кодекса (особенная часть) дополнить частью 4 следующего содержания:

«Причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме на основании решения конвенционных органов Организации объединенных наций по международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан в рамках процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, установивших гражданские права и обязанности».

 

Внести дополнение в статью 23 Гражданско-процессуального кодекса, часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Судам подведомственны дела о признании и приведении в исполнение решений, судебных приказов иностранных судов и арбитражных решений, решений конвенционных органов Организации объединенных наций по международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан в рамках процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, установивших гражданские права и обязанности».

 

Статью 76 Гражданско-процессуального кодекса дополнить часть 8 следующего содержания:

«Не доказываются при разбирательстве гражданского дела факты, установленные решением конвенционных органов Организации объединенных наций по международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан в рамках процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, установивших гражданские права и обязанности».

 

В пункте 27 предусмотреть сроки проведения проверки для установления обстоятельств, при наличии которых выдача (экстрадиция) не производится. Поскольку. согласно ст. 588 УПК РК прокурор должен обратиться в суд с ходатайством о применении временного содержания под стражей за 12 часов до истечения 72-х часового срока задержания, то проверку на наличие оснований, предусмотренных ст. 590 ч. 1 п. 7 УПК РК, прокурору необходимо провести в течение 60-ти часов с момента задержания.

 

Практика применения в других странах

 

Государственный орган Процедура исполнения решения
В Колумбии национальное правительство и административные суды  Предусмотрена специальная процедура в соответствии с которой административные суды определяют размер компенсации (данная процедура не предусматривает отмену решения суда или  новое судебное разбирательство дела по существу)
 В Чехии министр юстиции

 

 

 

В Финляндии суды и министерство, которое в большей степени ответственно за нарушение прав заявителя

 Министр юстиции осуществляет координацию деятельности по исполнению решений Комитета по правам человека.

 

 

Согласно финскому законодательству государство обязано выплачивать компенсацию по делам, в которых КПЧ определил нарушение.[6]

 

 

 

Меры, необходимые для принятия (шаги по исполнению решения) Орган государства, ответственный за исполнение Общественные организации, заинтересованные в оказании содействия
Общего характера Специальные меры
1.       До принятия решения об экстрадиции тщательно изучать ситуацию с пытками и наличием/отсутствием постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека на территории запрашиваемой стороны.

2.       При решении вопроса об экстрадиции лица, должным образом оценивать   возможный риск применения к этому лицу пыток в случае его выдачи.

3.       Изучить Замечания КПП по периодическим докладам государств-участников Конвенции за последние 3 года и составить список стран неблагополучных с точки зрения пыток и жестокого обращения.

4.       Проводить проверку информации о применении пыток на территории запрашиваемого государства к лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции).

5.       В тех случаях, если лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции) заявляет о том, что он подвергался пыткам и жестокому обращению на территории запрашиваемого государства, проводить проверку в соответствии с требованиями Стамбульского протокола.

6.       В правоприменительной практике расширить применение международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.

7.       Не принимать во внимание дипломатические заверения в качестве инструмента, позволяющего избегать необходимость соблюдать требование части 1 статьи 3 Конвенции[7].

  1. Внести в закон «Об органах юстиции»,  Гражданский кодекс (часть общая и часть особенная) и  Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан дополнения, определяющие признание,  обязательный характер  и  порядок исполнения решений конвенционных  органов Организации объединенных наций по международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, в части  выплаты компенсации  и возмещения ущерба (вреда) жертвам нарушений прав человека.
  2. Внести  изменения и дополнения в Нормативное постановление  Верховного Суда Республики Казахстан от 28 декабря 2009 года № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания».
  3.  Внести изменения и дополнения  в Инструкцию об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан,  утвержденную Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 октября 2017 года №112
ГП РК

МИД РК

МЮ РК

Мажилис

Парламент

 

ВС РК

ГП РК

 

 

ГП РК

 

 

ГП РК

 

 

 

ГП РК

ВС РК

 

 

 

ГП

ВС

МИД РК

ГП РК

 

 

 

 

ОО «Кадiр-каси ет»

КМБПЧ

КМУРиПЧ

Коалиция против пыто,

НПМ

МТР

Схема исполнения решения (кратко)
Действия Орган Сроки Результат
 1.Разработать и применять на практике шкалу оценки степени риска угроз применения или применения пыток к запрашиваемому лицу в случае его экстрадиции.

2.Установить местонахождения гр-на Х. и организовать его посещение с целью мониторинга Российской Федерацией гарантий того, что он не будет подвергаться обращению, противоречащему требованиям статьи  3 Конвенции после его выдачи (экстрадиции).

3.Если гр-н Х. после его выдачи (экстрадиции) Российской Федерации содержится под стражей организовать регулярные посещения места содержания под стражей и эффективный мониторинг в качестве гарантии того, что он не подвергается обращению, противоречащему требованиям статьи 3 Конвенции.

4.Выяснить у гр-на Х. о его намерении получить компенсацию, в какой форме, разъяснить предусмотренные законодательством РК процедуры обращения в суд лично или через представителя.

5. Информировать Комитет о положении гр-на Х. после его выдачи (экстрадиции).

6. Размер денежной компенсации определить в зависимости от положения гр-на Х. после его выдачи (экстрадиции).

7. Выплату денежной компенсации произвести за счет бюджетной программы, направленной на выполнение обязательств, вытекающих из ратифицированных международных договоров.

8. Внесены изменения и дополнения в  ГПК РК, ГК РК(общая часть), ГК  РК(особенная часть), в закон «Об органах юстиции»

 

 

9.Внесены изменения и дополнения в Нормативное постановление ВС РК от 28 декабря 2009 года № 7

 

10.Внесены изменения и дополнения  в Инструкцию об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан, утвержденной Приказом  Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 октября 2017 года №112.

ГП РК

МИД РК

ВС РК

 

ГП РК

МИД РК

 

 

 

 

ГП РК

МИД РК

 

 

 

 

 

ГП РК

МИД РК

 

 

МИД РК

 

ВС РК

МФ РК

 

ГП РК,

МИД РК,

ВС РК,

 

Правительство,

Мажилис,

Сенат Парламента РК

 

 

МЮ РК

ВС РК

 

ГП РК

1 квартал 2020г.

1 квартал 2020г.

 

 

1 квартал 2020г.

 

 

 

1 квартал 2020г.

 

1-2 квартал 2020г.

 

2 квартал 2020г.

 

 

2-3 квар-

т ал 2020г.

 

2 квартал 2020г.

 

1 квартал 2020г.

 
Общий срок исполнения решения Комитета ООН — 180 дней
Индикаторы исполнения
Структурные индикаторы Дата принятия и дата выполнения решения № 554/2012 и  

 

 

Индикаторы процесса 1. Проводится работа по составлению  списка стран, неблагополучных с точки зрения пыток и жестокого обращения. 2.Разрабатывается шкала степени риска угроз применения или применения пыток к запрашиваемому лицу в случае его экстрадиции.

3.Установлено местонахождения гр-на Х.

4.Имеется информация о посещении гр-на Х. и его положении после выдачи (экстрадиции).

4. Разработан проект закона  о внесении изменений и  дополнений в закон «Об органах юстиции», в ГПК РК, ГК РК (общая часть), ГК РК (особенная часть).

5. Разработан проект Нормативного постановления Верховного Суда о внесении  изменений и дополнений в Нормативное постановление  Верховного Суда Республики Казахстан от 28 декабря 2009 года № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания».

6. Внесены изменения в Инструкцию об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров Республики Казахстан,  утвержденную Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 октября 2017 года №112

7.Персональная оценка рисков проводится  в каждом случае рассмотрения судами ходатайств  о выдаче (экстрадиции)

 ГП  РК

МИД  РК

 

 

Индикаторы результата 1.Информация  о посещении гр-на Х. и его положении после выдачи (экстрадиции) направлена в КПП и размещена на сайте Генеральной прокуратуры для заинтересованной общественности.

2.Актам КПП, принятым в рамках процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, установивших гражданские права и обязанности, придана юридическая сила.

3. В законодательстве предусмотрены правовые последствия принятия конвенционными органами ООН решений в рамках процедур, предусмотренных ратифицированными международными договорами в части выплаты компенсации и/или возмещения вреда.

4.Имеется вступившее в законную силу решение суда о взыскании с Министерства финансов в пользу гр-на Х. надлежащей денежной компенсации.

5. КПП информирован о выполнении решения № 554/2013 с указанием даты направления ответа Республики Казахстан об исполнении решения КПП.

 

 

 

Общий результат, оценка  

 

 

 

Сокращения:
ГП РК Генеральная прокуратура Республики Казахстан
МИД РК Министерство иностранных дел Республики Казахстан
ВС РК Верховный суд Республики Казахстан
УПК Уголовно-процессуальный кодекс
НП ВС

 

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан
МЮ РК

 

Министерство юстиции Республики Казахстан
КМБПЧ Казахстанское международное бюро по правам человека
КМУРиПЧ ОО»Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека»
НПМ Национальный превентивный механизм
МТР

 

 

Представительство МОО «Международная тюремная реформа» в Центральной Азии
ЗКО суд Западно-Казахстанский областной суд

 

[1] Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания https://www.ohchr.org/Documents/Publications/training8Rev1ru.pdf

[2] Замечание общего порядка № 4 (2017) об осуществлении статьи 3 Конвенции в контексте статьи 22  https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/TBSearch.aspx?Lang=ru&TreatyID=1&DocTypeID=11

[3] http://sud.gov.kz/rus/content/zamechaniya-obshchego-poryadka-komitetov-oon

[4] Замечание общего порядка № 4 (2017) об осуществлении статьи 3 Конвенции в контексте статьи 22

https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/TBSearch.aspx?Lang=ru&TreatyID=1&DocTypeID=11

[5] Закон Республики Казахстан от 11 марта 2002 г. № 304, http://adilet.zan.kz/rus

[6] Институт законодательства Республики Казахстан «Аналитический отчет об итогах фундаментального и прикладного научного исследования 2018 года по теме «Имплементация международных договоров в области прав человека (гражданские и политические права) в законодательство Республики Казахстан об итогах фундаментального и прикладного научного исследования http://www.zqai.kz/sites/default/files/an._otchet_omzsp_za_2018_god.pdf

[7] Замечание общего порядка № 4 (2017) об осуществлении статьи 3 Конвенции в контексте статьи 22

https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/TBSearch.aspx?Lang=ru&TreatyID=1&DocTypeID=11