Дорожная карта: Анна Белоусова против Республики Казахстан — Сообщение №45/2012. Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин 13 июля 2015 года

Скачать документ в PDF

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

по имплементации Мнений Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, представленных в соответствии со статьей 7 (3) Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (шестьдесят первая сессия), в отношении Сообщения №45/2012

Анна Белоусова против Республики Казахстан

 

Дата предоставления документа 05 ноября 2019 года
Исполнитель по дорожной карте (ФИО) ЖОВТИС ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Название конвенционного органа Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ ООН)
Название документа Мнения Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, представленные в соответствии со статьей 7 (3) Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (шестьдесят первая сессия), в отношении Сообщения №45/2012
Дата принятия 13 июля 2015 года
Статьи договора — название прав и свобод, которые признаны нарушенными Комитетом ООН Статья 1, пункт e) статьи 2, пункт a) статьи 5, пункт 1 a), f) статьи 11 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

 

Краткая фабула

Анна Белоусова, гражданка Казахстана, проживала в сельской местности и стала работать гардеробщицей в начальной школе в селе Перцевка. В течение каждого учебного года она работала с 15 сентября по 15 мая, а ее трудовой договор продлевался на ежегодной основе. В декабре 2010 года новым директором школы стал А., который, по её словам, вскоре начал просить автора сообщения выполнять различные обязанности, которые выходили за рамки описания ее должности, а в начале 2011 года дал ей понять, что продолжение ее работы будет зависеть от ее вступления с ним в интимную связь. Получив отказ, он предложил заплатить ему за сохранение ею работы. Эти предложения повторялись, в том числе в мае 2011 года и после её отказов с ней не был продлён трудовой договор на следующий 2011-2012 учебный год. После этого она обратилась с устной жалобой к руководителю Рудненского отдела образования, была создана комиссия, которая, по её словам, её не опрашивала, и пришла к выводу, что её утверждения не обоснованы. В июне 2011 года она обратилась с жалобой к директору Департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК, начальнику Рудненского городского отдела образования, начальнику Управления образования Костанайской области и в Прокуратуру города Рудного по поводу своей ситуации и домогательствах со стороны своего работодателя и обратилась с просьбой защитить ее от него. Была вновь создана комиссия, которая вновь признала её жалобу необоснованной. Автор сообщения подала жалобу о сексуальных домогательствах и попытках вымогательства денег со стороны своего работодателя в Следственный отдел Управления внутренних дел города Рудного, однако дело возбуждено не было. Практически безрезультатными остались и жалобы в органы прокуратуры.

В июле 2011 года А. возбудил гражданский иск в отношении автора в Рудненском городском суде, в котором утверждал, что автор распространяет информацию, порочащую его честь, достоинство и профессиональную репутацию. 26 июля 2011 года суд постановил, что утверждения автора относительно сексуальных домогательств и попыток вымогательства денег являются безосновательными, и присудил А. компенсацию за моральный ущерб в размере 1 тенге и за судебные издержки в размере 51 512 тенге. Несмотря на все жалобы судебное решение было оставлено в силе и автор сообщения вынуждена была выполнить данное судебное решение.

Резолютивная часть Мнений
Перечень того, что необходимо предпринять согласно Мнениям Комитета: Детали по выполнению (или не выполнению) их государством
Предоставить соответствующее возмещение, включая надлежащую финансовую компенсацию, за моральный и материальный ущерб, причиненный автору в результате нарушения ее прав в соответствии с Конвенцией, в том числе компенсацию:

i) за потерю дохода в период с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года, когда начальная школа в селе Перцевка была закрыта;

ii) за судебные расходы и издержки, понесенные в связи с многочисленными жалобами автора на А., а также за все расходы, понесенные в связи с гражданским иском, возбужденным A.;

iii) за страдания, обусловленные сексуальными домогательствами и по- пытками вымогательства, а также публичным извинением, которое автор была вынуждена принести А., что в совокупности послужило причиной ее страданий от депрессии и посттравматического стрессового расстройства.

После принятия Мнений КЛДЖ ООН автор Сообщения стала неоднократно и безуспешно обращаться в судебные органы для выполнения Мнений, как в части восстановления её нарушенных прав, так и выплаты компенсации.

В июне 2016 года А.Белоусова обратилась в суд с исковым требованием к управлению образования о возмещении материального ущерба и морального вреда, а также о компенсации в связи с Мнениями КЛДЖ ООН.  Решением Рудненского городского суда Костанайской области от 5 июля 2016 года в иске было отказано по мотивам того, что ответчиком должно было быть не управление образования Костанайской области, а Министерство финансов Республики Казахстан. 29 сентября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Костанайского областного суда отказала в удовлетворении апелляционной жалобы на решение Рудненского городского суда по тем же основаниям.

13 марта 2017 судья Верховного Суда Республики Казахстан отказал в передаче ходатайства представителей Белоусовой А.В. об оспаривании решения Рудненского городского суда Костанайской области от 5 июля 2016 года и постановления апелляционной судебной коллегии по гражданским делам Костанайского областного

от 29 сентября 2016 года для рассмотрения в судебном заседании судебной

коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан по тем же основаниям.

 

12 июня 2017 года представители А.Белоусовой направили в КЛДЖ ООН информацию о состоянии её дела после вынесения Мнений КЛДЖ ООН по её Сообщению, указав,что автор Сообщения 7 мая 2017 года обратилась с иском к Министерству финансов РК о возмещении материального ущерба и морального вреда, а также о компенсации в связи с Мнениями КЛДЖ ООН, и поэтому они просят Специального докладчика по последующим действиям встретиться с Постоянным представителем РК при отделении ООН и других международных организациях в Женеве со следующими рекомендациями:

— Казахстан должен выполнить свои международные обязательства по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, и исполнить мнение КЛДЖ по делу Анны Белоусовой, вынесенное согласно ст. 7 (3) Факультативного протокола к Конвенции, проведя полный комплекс мер по реабилитации Белоусовой, включая выплату надлежащей компенсации;

— отметить, что государству следует воздержаться от любых действий, которые могут еще сильнее травмировать жертву нарушений прав человека или привести к вторичной виктимизации госпожи Белоусовой;

— Казахстану необходимо ввести в национальное законодательство понятие «сексуальные домогательства» и предусмотреть ответственность за подобные действия;

— государству необходимо на практике предусмотреть доступные и эффективные каналы помощи жертвам бытового и иных форм насилия, которым подвергаются женщины в Казахстане;

— Казахстану как можно скорее необходимо решить вопрос по определению органа/механизма, ответственного за исполнение решений конвенционных органов ООН по индивидуальным делам.

 

28 июля 2017 года Сарыаркинский районный суд г.Астаны отказал в иске А.Белоусовой в полном объёме, указав, что «решение Комитета ООН не входит в перечень оснований освобождения от доказывания, определенного статьей 76 ГПК, так как оно не носит

обязательный характер для Республики Казахстан и не имеет преюдициального значения». 18 октября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам суда города Астаны отказала в удовлетворении апелляционной жалобы А.Белоусовой по тем же основаниям. 14 февраля 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан отменила решение Сарыаркинского районного суда города Астаны от 28 июля 2017 года и постановление судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 18 октября 2017 года и направила дело на новое судебное рассмотрение в Сарыаркинский районный суд города Астаны в ином составе судей, указав, что «судами не проверена природа указанного мнения Комитета ООН, с

привлечением сотрудников Министерства иностранных дел Республики Казахстан не установлена процедура исполнения указаний Комитета ООН и последствия их неисполнения».

 

05 мая 2018 года Сарыаркинский районный суд г.Астаны вновь отказал в удовлетворении иска А.Белоусовой о возмещении материального ущерба и морального вреда, а также о компенсации в связи с Мнениями КЛДЖ ООН, сославшись на пояснения представителей государственных органов Республики Казахстан, Министерства иностранных дел Республики Казахстан и Министерства юстиции Республики Казахстан, о том, что

вопрос по реализации решений или мнений Комитета ООН процедурно не урегулирован. 17 июля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам суда города Астаны отказала в удовлетворении апелляционной жалобы А.Белоусовой по тем же основаниям. А 19 ноября 2018 года судья Верховного Суда Республики Казахстан отказал в передаче ходатайства представителей Белоусовой А.В. об оспаривании решения Сарыаркинского районного суда 05 мая 2018 года и постановления апелляционной судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 17 июля 2018 года для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан по тем же основаниям.

 

Поскольку правовые возможности автора Сообщения по выполнению Мнений КЛДЖ ООН на этом были исчерпаны, Мнения в этой части выполнены не были.

Безотлагательно принять всеобъемлющее законодательство, в частности в области трудовых отношений, в целях борьбы с сексуальными домогательствами на рабочем месте в соответствии с общей рекомендацией №19 Комитета, которое должно включать всеобъемлющее определение понятия сексуальные домогательства на рабочем месте в соответствии с международными нормами и стандартами, предусмотрев эффективные процедуры подачи и рассмотрения жалоб, средства правовой защиты и санкции. Никаких упоминаний о сексуальных домогательствах на рабочем месте и способах борьбы с ними в Трудовом кодексе Республики Казахстан[1] нет. Таким образом Мнения в этой части не выполнены.

 

Обеспечить, чтобы при осуществлении положений статьи 351 Уголовного кодекса от потерпевших не требовалось подписание какого-либо заявления, если такое заявление может фактически являться препятствием для реализации их права на доступ к правосудию. Статью 351 старого Уголовного кодекса РК[2] в новом Уголовном кодексе РК[3] заменила статья 419 «Заведомо ложный донос». Однако, никакой достоверной информации об исполнении рекомендации о том, чтобы при осуществлении положений статьи 351 Уголовного кодекса от потерпевших не требовалось подписание какого-либо предупреждения об ответственности за ложный донос, если такое предупреждение может фактически являться препятствием для реализации их права на доступ к правосудию, нет.
Принять меры и провести мероприятия, необходимые для повышения уровня информированности широкой общественности, в том числе в сельской местности, о сексуальных домогательствах на рабочем месте как уголовно-наказуемом деянии, а также способствовать проведению в жизнь политики по борьбе с такого рода домогательствами, охватывая как государственные, так и частные сферы занятости. Эффективные меры не приняты. Таким образом Мнения КЛДЖ ООН в этой части не выполнены.

 

Проводить регулярное и учитывающее гендерные особенности обучение судей, адвокатов и сотрудников правоохранительных органов по вопросам, касающимся Конвенции, Факультативного протокола к ней, а также юриспруденции и общих рекомендаций Комитета, в целях обеспечения устранения влияния стереотипных представлений на процесс принятия решений. Регулярного и учитывающего гендерные особенности обучения судей, адвокатов и сотрудников правоохранительных органов по вопросам, касающимся Конвенции, Факультативного протокола к ней, а также юриспруденции и общих рекомендаций Комитета не проводилось. Таким образом Мнения КЛДЖ ООН в этой части не выполнены.

 

Принять эффективные меры к обеспечению практического осуществления Конвенции всеми национальными судами и другими государственными учреждениями с тем, чтобы предоставить женщинам эффективную защиту от всех форм дискриминации по признаку пола в области занятости. Эффективные меры не приняты. Таким образом Мнения КЛДЖ ООН в этой части не выполнены.

Ратифицировать Конвенцию о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье, принимая во внимание сотрудничество государства-участника с Советом Европы. Конвенция не ратифицирована. Мнения КЛДЖ ООН в этой части не выполнены.
В соответствии со статьей 7 (4) Факультативного протокола государству-участнику следует надлежащим образом рассмотреть мнения Комитета вместе с его рекомендациями и представить Комитету в течение шести месяцев письменный ответ, в том числе информацию о любых мерах, принятых с учетом мнений и рекомендаций Комитета Нет достоверной информации. И, поскольку такая информация по последующим действиям по данным Мнениям в ежегодных докладах КЛДЖ ООН отсутствует, следует полагать что такая информация не была представлена, хотя в докладах КЛДЖ ООН за 2016-2017 гг.[4] и за 2017-2018 гг.[5] указано, что на контроле Комитета находится одно дело из Казахстана и по нему назначен докладчик.
Перевести мнения и рекомендации Комитета на казахский и русский языки, опубликовать их и широко распространить с целью доведения их до сведения всех слоев общества Мнения переведены на русский язык, но самим Комитетом, они не включены в Информационно-правовую систему Института законодательства и правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан и не переведены на казахский язык. Таким образом в части широкого распространения Мнения не выполнены.
 

 

Описание каждого из стандартов прав и свобод человека
Название международного документа, в котором содержится требование, и формулировка стандарта права (свободы) человека Смысл (разъяснение содержания) стандарта

 

 

 

КЛДЖ, статья 1: «Для целей настоящей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Для целей настоящей «дорожной карты» важное значение имеет Общая рекомендация КЛДЖ ООН №19[6], согласно пункту 6 которой определение дискриминации в отношении женщин содержится в статье 1 Конвенции. Это определение дискриминации охватывает насилие в отношении женщин, т.е. насилие, совершаемое над женщиной в силу того, что она — женщина, или насилие, которое оказывает на женщин несоразмерное воздействие. Это включает в себя действия, которые причиняют ущерб или страдания физического, психического или полового характера, угрозу таких действий, принуждение и другие формы ущемления свободы. Акты насилия в отношении женщин могут приводить к нарушениям конкретных положений Конвенции вне зависимости от того, содержат ли эти положения недвусмысленное упоминание о насилии.

 

 

 

 

КЛДЖ, пункт e) статьи 2: «Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются: …

e) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия».

В пункте 6 Общей рекомендации КЛДЖ ООН №28[7]  определено, что статья 2 КЛДЖ имеет решающее значение для полного осуществления Конвенции, поскольку она определяет характер общих юридических обязательств государств-участников. Обязательства, закрепленные в статье 2, неразрывно связаны со всеми другими основными положениями Конвенции, а государства-участники обязаны обеспечить, чтобы все закрепленные в Конвенции права уважались и соблюдались на национальном уровне в полном объеме. Статья 2 призывает государства-участники осуждать дискриминацию в отношении женщин «во всех ее формах».

При этом в пункте 8 Общей рекомендации №28 указано, что обязательство защищать требует от государств-участников обеспечения защиты женщин от дискриминации со стороны частных субъектов и принятия мер, направленных непосредственно на устранение обычаев и любых других практик, наносящих ущерб и закрепляющих понятие неполноценности или превосходства любого из полов, а также стереотипные представления о роли мужчин и женщин. А в пункте 10 определено, что государства-участники несут обязательство не допускать дискриминации в отношении женщин в результате действий или бездействия; они также обязаны активно реагировать на факты дискриминации в отношении женщин, причем независимо от того, исходят ли такие действия либо бездействие от государства или частных субъектов.

 

В пункте 36 Общей рекомендации №28 выделены обязательства государств-участников по подпункту e) статьи 2: подпункт е) устанавливает обязательство государств-участников добиваться ликвидации дискриминации со стороны любого государственного или

частного субъекта. Виды мер, которые могли бы считаться приемлемыми в этой связи, не ограничиваются мерами конституционного или законодательного характера.

 

Государства-участники должны также принимать меры, обеспечивающие ликвидацию дискриминации в отношении женщин и равенство между женщинами и мужчинами на практике. Сюда относятся меры, которые: обеспечивают женщинам возможность обращаться с жалобами о нарушении их прав, предусмотренных Конвенцией, и получать доступ к эффективным средствам правовой защиты; позволяют женщинам принимать активное участие в разработке и осуществлении соответствующих мер; обеспечивают подотчетность правительства внутри страны; содействуют развитию просвещения в поддержку целей Конвенции во всей системе образования и в обществе; поощряют деятельность правозащитных и женских неправительственных организаций; предусматривают создание необходимых национальных правозащитных учреждений или других механизмов; а также связаны с оказанием надлежащей административной и финансовой поддержки для обеспечения того, чтобы принимаемые меры на практике способствовали достижению реальных изменений в жизни женщин. Возлагаемые на государства-участники обязательства, требующие от них установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами, обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин от любого акта дискриминации и принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия, также распространяется на действия национальных корпораций, действующих экстерриториально.

КЛДЖ, пункт a) статьи 5: «Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью:

а) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин»

В пункте 11 Общей рекомендации КЛДЖ ООН №19[8] указано, что традиционные подходы, в рамках которых женщинам отводится подчинённое по отношению к мужчинам положение или стереотипные роли, ведут к сохранению широко распространённых видов практики, связанной с насилием или принуждением. Такого рода предрассудки и практика могут служить оправданием насилия в отношении женщин как своеобразной формы защиты женщин или контроля над ними. В результате такого физического и психического насилия в отношении женщин они лишаются возможности в равной степени пользоваться правами человека и основными свободами, осуществлять и знать их. Несмотря на то, что данное замечание касается главным образом фактических актов насилия или угроз насилия, основные последствия этих форм насилия в отношении женщин способствуют увековечению подчинённого положения женщин, являются одной из причин их неактивного участия в политической жизни, а также того, что они имеют более низкий уровень образования, квалификации и меньшие возможности с точки зрения работы.
КЛДЖ, подпункты a) и f) пункт 1 статьи 11: «1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости с тем, чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности:

а) право на труд как неотъемлемое право всех людей;…

f) право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода».

В пунктах 17-18 Общей рекомендации КЛДЖ ООН №19[9]отмечено, что принципу равенства в области занятости может быть причинён серьёзный ущерб в тех случаях, когда женщины подвергаются насилию в силу своей принадлежности к соответствующему полу, например сексуальным домогательствам на работе.

 

При этом под сексуальными домогательствами понимаются, в частности, такие виды нежелательного сексуально мотивированного поведения, как физический контакт и приставание, реплики с сексуальным подтекстом, показ порнографических материалов и сексуальные притязания, будь то в форме высказываний или действий. Подобное поведение может быть унизительным и представлять угрозу здоровью и безопасности; оно приобретает характер дискриминации в том случае, если у женщины есть разумные основания полагать, что возражения с её стороны поставят её в неблагоприятное положение с точки зрения её работы, включая те ситуации, когда речь идёт о приёме на работу или продвижении по службе, или же если оно приводит к возникновению неприязненной атмосферы на рабочем месте.

 

Более подробно, домогательство — это любое нарушение границ личного пространства человека, если он не давал на это согласия.

 

Сексуальные домогательства — это преследования сексуального характера:

1) физические: неприятные или нежелательные для женщины действия и предложения: похлопывания по любой части тела, пощипывание, поглаживание, объятия и поцелуи, ласки или любые другие подобные физические контакты;

2) вербальные: нежелательные просьбы и требования сексуального характера, включая требование свиданий, когда явно или скрыто могут обещаться выгоды или негативные последствия по службе. Словесные оскорбления или шутки сексуального характера, неприятные женщине: высказывания о национальности, расовой принадлежности, фигуре или внешнем виде; «сальные» анекдоты; пошлые высказывания; намеки или действия;

3) невербальные: многозначительные взгляды, оскорбительные или неприличные звуки, присвистывание, непристойные жесты; 4) психологическое насилие: создание устрашающей, враждебной, невыносимой или оскорбительной рабочей обстановки путем неприятных или нежелательных для служащих разговоров, предложений, просьб, требований, физических контактов или проявлений внимания, сексуального или иного неподобающего содержания[10].

Анализ законодательства
Наименование нормативного правового акта Нормы, подлежащие изменению (формулировка необходимого содержания)
Нормативное постановление Конституционного Совета РК №6 от 5 ноября 2009 года «Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов»[11] Дополнить пункт 2 Нормативного постановления КС РК №6 от 5 ноября 2009 года следующей фразой: «Решения международных органов, созданных в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, по индивидуальным жалобам имеют обязательный характер».
Нормативное постановление Верховного Суда РК №1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан»[12] Дополнить Нормативное постановление ВС РК №1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» следующим пунктом: «16-1. Решения международных органов, созданных в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, по индивидуальным жалобам имеют обязательный характер».
Гражданский процессуальный кодекс РК от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК[13] Глава 55 ГПК РК «Производство по пересмотру судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам».

 

Дополнить пункт 3 статьи 455 ГПК РК следующим подпунктом «4) принятие международными органами, созданными в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, решений по индивидуальным жалобам».

Трудовой кодекс РК[14] Внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РК для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте
Уголовный кодекс РК[15] Внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс РК для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе включить в него понятие «сексуальными домогательство».
Кодекс РК об административных правонарушениях[16] Внести изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте.
Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»[17] Внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте.
Принять Нормативное постановление Верховного Суда РК о судебной практике по рассмотрению дел, связанных с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте.
Практика применения в других странах
Государственный орган Процедура выполнения мнений
В отношении выполнения решений международных органов для аналогии можно использовать российский опыт относительно решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), хотя ЕСПЧ – судебный орган в отличие от конвенционных (договорных) органов ООН.

В соответствии с нормами действующего законодательства (ст.392 ГПК, ст.350 КАС РФ, ст.311 АПК РФ), основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым обстоятельствам является установление Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд[18].

 

Согласно абзацу второму п.11 Постановления Пленума ВС от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Вступившее в законную силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменено или принято новое судебное постановление, производится судом, изменившим судебное постановление или принявшим новое судебное постановление.

Срок для подачи заявления о пересмотре дела – три месяца со дня вступления в силу соответствующего постановления Европейского Суда по правам человека.

Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском суде спустя три месяца с момента вступления решения ЕСПЧ в законную силу (это может произойти и раньше) направляет заявителю письмо с просьбой открыть личный счет в банке. На него перечисляется указанная в решении Европейского суда сумма. Если непосредственно заявитель не имеет возможности производить банковские операции (поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы), за него по нотариальной доверенности это вправе сделать родственник или представитель.

 

Что же касается выполнения решений конвенционных органов ООН, то как отмечено в Отчёте Правовой инициативы Открытого общества[19], в основном, это зависит от доброй воли государств-участников соответствующего договора и продолжающихся дискуссий в отношении юридической силы соображений или мнений этих органов.

Однако, например, КПЧ ООН в пункте 11 Замечания общего порядка №33[20] отметил: «Хотя при рассмотрении индивидуальных сообщений Комитет по правам человека не выступает в роли судебного органа как такового, Соображениям, распространяемым Комитетом согласно Факультативному протоколу, присущи некоторые основные черты судебного решения. Они принимаются в духе, присущем судебному разбирательству, включая беспристрастность и независимость членов Комитета, взвешенное толкование формулировок Пакта и окончательный характер принимаемых решений».

И далее в пунктах 13 и 15 Замечания №33  указано, что «Соображения Комитета по Факультативному протоколу представляют собой авторитетное определение, выносимое учрежденным в соответствии с самим Пактом органом, на который возложена задача толкования этого документа. Характер этих Соображений и придаваемое им значение вытекают из ключевой роли Комитета согласно Пакту и Факультативному протоколу. … Характер Соображений Комитета определяется и обязательством государств- участников действовать добросовестно как в рамках их участия в процедуре согласно Факультативному протоколу, так и в отношении самого Пакта. Обязанность сотрудничать с Комитетом вытекает из применения принципа добросовестного выполнения всех договорных обязательств».

В 2006 году в Германии вступил в силу Закон о равном обращении (Allgemeine Gleichbehandlungsgesetz), его еще называют антидискриминационным, который, среди прочего, четко определяет, что является сексуальным домогательством[21]. Помимо наиболее серьезных и очевидных случаев, связанных с физическим нападением, к сексуальным домогательствам на рабочем месте, согласно закону, относятся следующие действия: нежелательный физический контакт, похотливые и непристойные взгляды, комментарии сексуального характера, сексистские шутки или демонстрирование порнографических материалов. По словам Кристине Людерс (Christine Lüders), главы Федерального агентства по борьбе с дискриминацией, работодатель обязан надлежащим образом юридически реагировать на соответствующие заявления сотрудников и защищать их от сексуальных домогательств. Однако в законе, по мнению Людерс, до сих пор существуют пробелы, которые необходимо устранить.

Одним из его недостатков является то, что обратиться в суд с иском о сексуальном домогательстве можно не позднее двух месяцев с момента инцидента.  В Европе против сексуального домогательства часто применяется процедура разрешения конфликтов с привлечением третьей стороны (в Англии – «метод вызова»). В США домогательство преследуется законом, который дает право жертвам обращаться в суд. В США существует Комиссия по равным возможностям трудоустройства (ЕЕОС). Федеральное агентство, рассматривающее дела о дискриминации, определяет сексуальное домогательство как нежеланные сексуальные попытки, просьбы о сексуальных услугах и иные словесные или физические действия сексуального характера, когда от этого зависит, получит ли работу женщина, сколько будет получать за ее выполнение и какой психологический климат будет на ее рабочем месте[22].

Ряд конвенций Совета Европы ратифицирован государствами – не членами Совета Европы. Так, например Конвенцию Совета Европы о передаче осуждённых лиц ратифицировали Канада, Мексика, Папский престол (Ватикан), США, Япония.
Меры, необходимые для имплементации (шаги по выполнению Соображений) Орган государства, ответственный за исполнение Общественные организации, заинтересованные в оказании содействия  Примечания
Общего характера Специальные меры
Внести изменения в Нормативное постановление Конституционного Совета РК №6 от 5 ноября 2009 года «Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов» для придания решениям конвенционных органов ООН по индивидуальным жалобам обязательного характера для выполнения государством-участником соответствующего международного договора по правам человека. КС РК КМБПЧ

МПИ

Фонд «Ар.Рух.Хак»

Қадір қасиет

ЦИПП

Внести изменения в Нормативное постановление Верховного Суда РК №1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» для признания в судебной практике обязательного характера  решений конвенционных органов ООН по индивидуальным жалобам. ВС РК КМБПЧ

МПИ

Фонд «Ар.Рух.Хак»

Қадір қасиет

ЦИПП

Внести изменения и дополнения в гражданское процессуальное законодательство РК для признания решений конвенционных органов ООН по индивидуальным жалобам основаниями для пересмотра состоявшихся судебных решений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Правительство Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан КМБПЧ

МПИ

Фонд «Ар.Рух.Хак»

Қадір қасиет

ЦИПП

Ратифицировать Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием[23] Правительство Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан КМБПЧ

СКЦК

Феминита

Внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РК для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте Правительство Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан КМБПЧ

СКЦК

Феминита

Внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс РК для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе включить в него понятие «сексуальными домогательство». Правительство Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан КМБПЧ

СКЦК

Феминита

Внести изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте. Правительство Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан КМБПЧ

СКЦК

Феминита

Внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте. Правительство Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан КМБПЧ

СКЦК

Феминита

Принять Нормативное постановление Верховного Суда РК о судебной практике по рассмотрению дел, связанных с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте. ВС РК КМБПЧ

СКЦК

Феминита

Подготовить модули и провести тренинги для сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, судей о международных обязательствах Республики Казахстан, касающихся ликвидации предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием КПЧ при Президенте РК, УПЧ РК, НКДЖ при Президенте РК, ВС РК, МИД РК КМБПЧ

СКЦК

Феминита

Предоставить компенсацию. ГП РК

ВС РК

КМБПЧ

 

Направить в КЛДЖ ООН информацию о мерах, принятых для реализации Мнений. ГП РК КМБПЧ
Осуществить перевод Мнений на казахский язык и публикацию их текста на казахском и русском языках на официальных сайтах государственных органов, где публикуются правовые акты и решения. ВС РК,

МЮ РК

ГП РК

РКА

КМБПЧ

Қадір қасиет

Фонд «Аділ сөз»

Схема исполнения решения(кратко)
Действия Орган Сроки Результат
Разработать проект и принять изменения в Нормативном постановлении Конституционного Совета РК №6 от 5 ноября 2009 года «Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов».  КС РК Ноябрь-декабрь 2019 г. Приняты изменения в Нормативном  постановлении КС РК №5 от 05.11.2009 г.
Разработать проект и принять изменения в Нормативном постановлении Верховного Суда РК №1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан». ВС РК Ноябрь-декабрь 2019 г. Приняты изменения в Нормативном постановлении ВС РК №1 от 10.07.2008 г.
Внести изменения и дополнения в гражданское процессуальное законодательство РК для признания решений конвенционных органов ООН по индивидуальным жалобам основаниями для пересмотра состоявшихся судебных решений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Правительство РК

Парламент РК

Ноябрь 2019 –март 2020 гг. Приняты изменения в ГПК РК и КоАП РК, касающиеся признания решений конвенционных органов ООН по индивидуальным жалобам основаниями для пересмотра состоявшихся судебных решений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РК для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте Ноябрь 2019 –март 2020 гг. Внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РК
Внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс РК для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе включить в него понятие «сексуальными домогательство». Ноябрь 2019 –март 2020 гг. Внесены

изменения и дополнения в Уголовный кодекс РК

Внести изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте. Ноябрь 2019 –март 2020 гг. Внесены изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях
Внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» для приведения его в соответствие с международными стандартами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте. Ноябрь 2019 –март 2020 гг. Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»
Принять Нормативное постановление Верховного Суда РК о судебной практике по рассмотрению дел, связанных с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте. Ноябрь 2019 – 2020 гг. Принято Нормативное постановление Верховного Суда РК
Выплатить адекватную компенсацию, включая

возмещение судебных издержек.

ГП РК,

ВС РК

Ноябрь 2019 – март 2020 гг. Выплачена адекватная компенсация, включая

возмещение судебных издержек.

Подготовить модули и провести тренинги для сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, судей о международных обязательствах Республики Казахстан, касающихся ликвидации предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием. КПЧ при Президенте РК, УПЧ РК, НКДЖ при Президенте РК, ВС РК, МИД РК Ноябрь 2019 –2020 гг. Подготовлены модули и проведены тренинги
Направить в КЛДЖ ООН информацию о мерах, принятых для реализации Мнений. ГП РК Март 2020 г. В КПЧ ООН направлена информация о принятых мерах
Осуществить перевод Мнений на казахский язык и опубликовать их текст на казахском и русском языках на веб-ресурсах Верховного суда РК, Министерства юстиции РК и других Интернет-ресурсах правовой информации. ВС РК,

МЮ РК,

ГП РК

Ноябрь-декабрь 2019 года Мнения переведены на казахский язык и опубликованы.
Общий срок выполнения Мнений КЛДЖ ООН — 180 дней
Индикаторы исполнения
Структурные индикаторы   Дата вступления в силу:

— изменений в Нормативном постановлении Конституционного Совета РК №6 от 5 ноября 2009 года «Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов»;

— изменений в Нормативном постановлении Верховного Суда РК №1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан»

— изменений и дополнений в гражданское процессуальное законодательство РК;

— Закона о ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием;

— изменений и дополнений в Трудовой кодекс РК;

— изменений и дополнений в Уголовный кодекс РК;

— изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях;

— изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»»

— Нормативного постановления Верховного суда РК.

Индикаторы процесса Инициированы пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам и процедура выплаты адекватной компенсации, включая возмещение судебных издержек.

Направлена в КЛДЖ ООН информация о мерах, принятых для реализации Мнений.

Индикаторы результата Введены в силу поправки в законодательство, регулирующее выполнение решений международных конвенционных органов по индивидуальным жалобам.

Осуществлены пересмотр и отмена судебных решений и выплата адекватной компенсации, включая возмещение судебных издержек.

Введены в силу поправки в законодательство о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе сексуальными домогательствами на рабочем месте.

Подготовлены модули и проведены тренинги для сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, судей о международных обязательствах Республики Казахстан, касающихся ликвидации предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием.

Мнения переведены на казахский язык и опубликованы.

Общий результат, оценка На момент составления «дорожной карты» Мнения не выполнены.
Сокращения:
КЛДЖ – Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
КЛДЖ ООН – Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
КС РК – Конституционный совет РК
ВС РК – Верховный Суд Республики Казахстан
ГП РК – Генеральная прокуратура Республики Казахстан
КПЧ при Президенте РК – Комиссия по правам человека при Президента Республики Казахстан
УПЧ РК – Уполномоченный по правам человека Республики Казахстан
НКДЖ при Президенте РК – Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК
МИД РК – Министерство иностранных дел РК
ГПК РК – Гражданский процессуальный кодекс РК
КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
СКЦК – Союз кризисных центров Казахстана
МПИ – Общественный фонд «Международная правовая инициатива»
Қадір қасиет – Общественное объединение «Қадір қасиет»
ЦИПП – Центр исследования правовой политики

 

[1] См.: Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК. Трудовой кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 03.07.2019 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414

[2] См.: Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года N 167. Уголовный кодекс Республики Казахстан. Утратил силу Кодексом РК от 3 июля 2014 года № 226-V // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K970000167_/k970167.htm

[3] См.: Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 03.07.2019 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226#z1535

 

[4] См.: Доклад Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Шестьдесят седьмая сессия (3–21 июля 2017 года), Шестьдесят восьмая сессия (23 октября — 17 ноября 2017 года),

Шестьдесят девятая сессия (19 февраля — 9 марта 2018 года) // Сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=A%2f73%2f38&Lang=en

[5]

[6] См.: Общая рекомендация №19 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин «Насилие в отношении женщин», 1992 // Сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT/CEDAW/GEC/3731&Lang=en

[7] См.: Общая рекомендация №28, касающаяся основных обязательств государств-участников по статье 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 16 декабря 2010 г. UN Doc. CEDAW/C/GC/28 // Сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW/C/GC/28&Lang=en

[8] См.: Общая рекомендация №19 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин «Насилие в отношении женщин», 1992 // Сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT/CEDAW/GEC/3731&Lang=en

[9] См.: Общая рекомендация №19 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин «Насилие в отношении женщин», 1992 // Сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT/CEDAW/GEC/3731&Lang=en

[10] См.: Сексуальные домогательства на работе. Что делать? 26 апреля 2018 года // Сайт TENGRI NEWS. URL: https://tengrinews.kz/article/seksualnyie-domogatelstva-na-rabote-chto-delat-769/

[11] См.: Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан №6 от 5 ноября 2009 года «Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ S090000006_

[12] См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан №1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» ( с изменениями и дополнениями от 30.12.2011 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://.zan.kz/rus/docs/P08000001S_

[13] См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК. Вступил в силу с 1 января 2016 г. (с изменениями и дополнениями от 03.07.2019 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000377

[14] См.: Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК. Трудовой кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 03.07.2019 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414

[15] См.: Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 03.07.2019 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226#z1535

[16] См.: Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК. Кодекс РК об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями от 03.07.2019 г. // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235

[17] См.: Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (с изменениями от 03.07.2013 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235
[18] См.: Исполнение решений ЕСПЧ (Европейского суда // Сайт, посвящённый обращениям в ЕСПЧ. URL: https://euroclaim.ru/ispolnenie-reshenij-espch/
[19] См.: From Judgment to Justice. Implementing International and Regional Human Rights Decisions, Report of Open Society Justice Initiative, 2010.

URL: https://www.justiceinitiative.org/uploads/62da1d98-699f-407e-86ac-75294725a539/from-judgment-to-justice-20101122.pdf

[20] См.: См.: Комитет по правам человека. Замечание общего порядка №33 – обязательства государств-участников по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, 25 июня 2009, CCPR/C/GC/33. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CCPR%2fC%2fGC%2f33&Lang=ru

[21] См.: Как тема сексуальных домогательств на работе перестала быть табу. 07 ноября 29017 года // Сайт Дойче велле.

URL: https://www.dw.com/ru/ как-тема-сексуальных-домогательств-на-работе-перестала-быть-табу/a-41253626

[22] См.: Сексуальные домогательства на работе. Что делать? 26 апреля 2018 года // Сайт TENGRI NEWS. URL: https://tengrinews.kz/article/seksualnyie-domogatelstva-na-rabote-chto-delat-769/

[23] См.: Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, Стамбул, 11.V.2011 // Сайт Совета Европы

URL: https://rm.coe.int/168046253f

 

Иллюстрации Жанель Аманкелді