Результаты мониторинга соблюдения прав человека на семи блокпостах г.Нур-Султан 27.03.2020

Министру внутренних дел

Республики Казахстан

 

Генеральному Прокурору

Республики Казахстан

 

Акиму г.Нур-Султан

 

ОО «Қадір-қасиет» информирует о проведенном 27.03.2020 г.[1] в период с 12:00 до 18:00 чч. мониторинге соблюдения прав человека на 7-ми блокпостах в г.Нур-Султан[2] (далее по тексту блокпосты будут указываться согласно названных в сноске номерам). Об этом предварительно 26.03.2020 г. было уведомлено Министерство внутренних дел РК письмом.

Карта наблюдения в качестве инструментария для проведения мониторинга разработана на основе принятых в период чрезвычайного положения в РК правовых актов и объявлений, размещенных на сайте акимата столицы, и включала в себя 30 пунктов вопросов. Методами мониторинга выбраны анализ действующего законодательства РК, наблюдение, опрос.

Одной из целей мониторинга было информирование представителей государственных органов, задействованных для работы на блокпостах, о важности соблюдения прав человека и законодательства РК в условиях чрезвычайного положения. С этой целью на блокпостах работникам были вручены памятки, разработанные д.ю.н., профессором Р.А.Подопригора, а также тексты Сиракузских принципов толкования ограничений прав, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.

Позвольте представить краткие результаты мониторинга в целях улучшения ситуации с соблюдением прав и свобод человека.

 

Приложение: памятка, информация на 11 страницах.

 

 

Директор ОО «Қадір-қасиет»                                                                 А.Н.Жусипалиева

 

Скачать в pdf


Информация по результатам мониторинга соблюдения прав человека на семи блокпостах г.Нур-Султан 27.03.2020 г.

 

Основные правовые акты в связи с чрезвычайным положением

27.01.2020 г. Распоряжением Премьер-Министра РК №10-р из 13 должностных лиц образована Межведомственная комиссия по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции на территории РК, до 01.02.2020 г. поручено внести в Правительство План мероприятий. 29.01.2020 г. распоряжением Премьер-Министра РК №14-р утвержден данный План из 21 пункта утвержден.

Указом Президента РК №285 от 15.03.2020 г. в Республике Казахстан введено чрезвычайное положение с 08:00 ч. 16.03.2020 г. до 07:00 ч. 15.04.2020 г., образована Государственная комиссия по обеспечению режима ЧП при Президенте РК из 22 должностных лиц.

С 16.03.2020 г. по 05.04.2020 г. определены продолжительностью в 21 день весенние каникулы в школах (п.4 Приказа МОН РК №108 от 14.03.2020 г.)

17.03.2020 г. режим карантина введен в г.Нур-Султан постановлением заместителя главного государственного санитарного врача столицы, 18.03.2020 г. – в г.Алматы, 19.03.2020 г. – в Карагандинской области, 27.03.2020 г. – в г.Шымкент (на территории жилого массива «Тауелсиздикке 20 жыл»), с 29.03.2020 г. – отдельные ограничения в Костанайской области, с 30.03.2020 г. ограничено передвижение граждан и транспорта в Мангистауской области, с 01.04.2020 г. – отдельные ограничения в СКО. Оперативным штабом по обеспечению режима ЧП при акиме г.Алматы утверждена Памятка по пропускной системе г.Алматы (выезд/въезд из/в город).

Режим карантина с 00.00 часов 30.03.2020 г. с особыми условиями предпринимательской и (или) иной деятельности и жизни населения введен в гг.Караганда, Абай, Сарань, Темиртау, Шахтинск, Атырауской области. С 00:00 ч. 31.03.2020 г. введены ограничительные меры в Жамбылской области.

Центральным государственным органам, правоохранительным и специальным органам, акимам областей, городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент поручено обеспечить введение и контроль исполнения:

запрета выезда и въезда в города Нур-Султан и Алматы, за исключением лиц, выезжающих и въезжающих по медицинским показаниям, а также выезда лиц, находившихся на лечении в стационарах и под наблюдением в карантинных и провизорных стационарах, в период введения карантина. Разрешается въезд и выезд граждан по медицинским показаниям в города Нур-Султан и Алматы в сопровождении не более двух человек, при наличии следующих документов:

  • заключение врачебно-консультационной комиссии территориальной амбулаторно-

поликлинической организации для подтверждения диагноза и срочности лечения, согласно форме 035-1/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»;

  • письмо-приглашение от медицинской организации, расположенной в карантинной

зоне с указанием диагноза и подтверждением срочности, подписанное первым руководителем и заверенное гербовой печатью (пп.5 п.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РК от 22.03.2020 г. № 26-ПГВр «О мерах по обеспечению безопасности населения Республики Казахстан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О введении чрезвычайного положения в РК» (с изменениями и дополнениями от 26.03.2020 г.).

 

С 00:00 ч. 28.03.2020 г. ограничен выход граждан из жилища (п.1 решения оперативного штаба по предотвращению распространения КВИ по г.Нур-Султан от 26.03.2020 г. №5) в гг.Нур-Султан (и Алматы — до 06.04.2020 г. – протокол заседания Оперштаба по обеспечению режима ЧП при акимате г.Алматы от 27.03.2020 г. №6).

С 30.03.2020 г. по 06.04.2020 г. приостановлена: деятельность всех организаций (любых форм собственности) за исключением тех, что названы в приложении к решению Оперштаба г.Нур-Султан от 28.03.2020 г. №6, передвижение общественного транспорта, функционирование общественных мест, работа организаций по обмену иностранной валюты.

 

«Въезд/выезд в/из г.Алматы на блок-постах разрешается в следующих случаях:

  • сотрудники, транспорт и спецтехника коммунальных, аварийных служб: электро-, газо-, водо- и теплоснабжение, уборка мусора, а также связи и коммуникаций;
  • сотрудники и транспорт управления сетями коммуникаций и технической поддержки телеком-операторов для обслуживания базовых станций за пределами города в соответствии со СБДОШ;

  • грузовые и транзитные перевозки любых видов грузов: только грузовой транспорт; транспортные средства могут быть загруженные или порожние; водитель и не более одного пассажира;

  • сотрудники и транспорт железнодорожных станций и предприятий (члены локомотивных бригад, а также лица и предприятия участвующие в железнодорожных перевозочных процессах в соответствии со СБДОШ);

  • сотрудники и транспорт служб погребения, а также процессия не более 10 человек сопровождающих на не более чем 5 единицах автотранспорта;

  • военнослужащие Национальной гвардии РК, выполняющие задачи за пределами г.Алматы на основании служебного задания, подписанного первым руководителем, подразделения ПС КНБ РК при возникновении обстановки, сотрудники ДП г.Алматы на основании служебного задания, подписанного первым руководителем;

  • граждане Республики Казахстан, ранее выехавшие на территорию иностранного государства, при их возвращении в Республику Казахстан через международный аэропорт г.Алматы;

  • в особых случаях, граждане Республики Казахстан, выезжающие из г.Алматы на лечение, при предъявлении подтверждающих документов учреждений здравоохранения;

  • в особых случаях, жители других регионов, въезжающие в г.Алматы на оперативное лечение, при предъявлении подтверждающих документов учреждений здравоохранения г.Алматы;

  • жители других регионов, выписанные из медицинских организаций г.Алматы после окончания лечения на основании выписки из медицинской карты;

  • женщины-роженицы с новорожденными детьми, выписанные из роддомов г.Алматы на основании выписки из медицинской карты;

  • персонал дипломатической службы Республики Казахстан и иностранных государств и члены их семей, а также члены делегаций иностранных государств и международных организаций, направляющиеся из Казахстана, а также в Казахстан по приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан;

  • граждане иностранных государств, являющиеся членами семей граждан РК, только при въезде в г.Алматы, однократно (при условии подтверждения факта родственных связей – супруг(-а), родители, дети);

  • граждане РК и граждане иностранных государств, следующие авиа транзитным сообщением, при предъявлении подтверждающих документов при выезде/въезде из/в г.Алматы;

  • жители других регионов и граждане иностранных государств, прошедшие карантинную изоляцию в случае выезда/въезда из/в г.Алматы по выписке из медицинской карты;

  • при въезде жители г.Алматы, ранее выехавшие из города, постоянно зарегистрированные по месту жительства до 22.03.2020 г. в г.Алматы (прописка). (см. п.7 «О внесении дополнений в Список разрешенных отраслей и видов деятельности для организаций и предприятий г. Алматы, которые не подлежат временному закрытию на время карантина и изменении режима работы блок-постов с 31.03.2020 г. до 00:00 часов 6.04.2020 г.»).

 

Приложение 4 к постановлению

Главного государственного

санитарного врача

Республики Казахстан

от 22 марта 2020 года № 26-ПГВр

 

Фотоотчет — на нашей странице в фейсбуке.  Читайте далее продолжение — ниже.

https://www.facebook.com/qadyrqasyet1/posts/1322628877930118?xts%5B0%5D=68.ARBOV3qy8u-wFSl3iHW9U6WNudCW4LvxhVh0Nuse97Co—fQ4mP2zU_JxzEI8o_PDYcrGitLNf1-4ABptEw1FhcRmoy7sumBE2gOWD6YhJBDZIZ50y8FSTTwrsFvalFRDwK51nbLgukp1TxX93Fl67CkClSQm2oNa98DVrRgo5Zk88C5IByI5fPhTWJQhaboxOobvk3rnYGsaM4AkorFXUh2QpQvOoR-uRfAjLAEVqDQcuH1FMQ74cINq9tdSaJWYYxCIfHBBJAUkZGLTJpXeT_W_cZ2N8C-IVnQKjjNWszmFCwHUMthcUy-jdTPbHeWSVkfVxewSLGynhVDoQdAsvwbCA&tn=-R

 

Алгоритм деятельности блокпостов на случай предупреждения завоза и распространения коронавирусной инфекции

  1. Блокпосты устанавливаются в пунктах въезда и выезда из карантинной зоны.
  2. Руководители задействованных ведомств должны обеспечить сотрудников блокпоста средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки) и антисептиками для рук;
  3. Руководители задействованных ведомств утверждают график работы и обеспечивают организацию горячего питания для сотрудников блокпоста.
  4. Сотрудники блокпостов обязаны соблюдать мер личной безопасности.
  5. При опросе необходимо обеспечить соблюдение расстояния между опрашиваемым лицом и сотрудником блокпоста не менее 1 метра.
  6. При выявлении лиц с подозрением на COVID-19 (наличие респираторных признаков (кашель, температура (со слов опрашиваемого), отдышка), так же наличие в эпидемиологическом анамнезе контакта с подтвержденным случаем COVID-19 или посещение стран из категории 1а) или 1б) согласно приложению 1с момента последнего посещения которых прошло менее 14 дней необходимо вызвать скорую помощь, по телефону 103.
  7. При выявлении лиц, с симптоматикой, не исключающей COVID-19 специалист санитарно-эпидемиологической службы вызывает скорую медицинскую помощь для транспортировки его в карантинный стационар.
  8. До приезда машины скорой медицинской помощи представить больному медицинскую маску и соблюдать дистанцию не менее 1 метра.
  9. Въезд в зону карантина осуществляется по специальным пропускам, выданным местными исполнительными органами.
  10. Водители автотранспортных средств обязаны осуществлять движение согласно маршрутному листу.
  11. На блокпостах специалисты санитарно-эпидемиологической службы используют одноразовые маски, перчатки и халаты. Смена масок осуществляется каждые 2 часа.

 

Краткая информация из СМИ о блокпостах

Всего на государственной границе Казахстана существует 51 автомобильных пунктов пропуска, из них 37 пунктов на границе Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Кыргызстан) и 14 пунктов пропуска на границе с Китайской Народной Республикой, Республикой Узбекистан и Республикой Туркменистан.[3] более 30 ветеринарных контрольных поста (ВКП) установлены вдоль границы Казахстана с Российской Федерацией и Кыргызской Республикой для усиления ветеринарного контроля.[4]

Госкомиссия по обеспечению режима ЧП при президенте РК ввела режим карантина в столице и г.Алматы с 19.03.2020 г.[5] В столице акиматом определены границы карантинной зоны[6]. «На блокпостах установлены контрольные зоны и пункты обслуживания, в городе работает оперативный штаб».[7] Если в столице 7 блокпостов, то в г.Алматы – 27[8].

Начальник Департамента полиции Нур-Султана Ержан Саденов отметил, что граждане могут получить всю необходимую информацию о работе блокпостов через call-center, а детальную у служб 109, 101, 102, 103.[9]

В СМИ упоминается о телефоне доверия: 8 (7172) 70-84-78.[10]

 

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

 

Сотрудниками ОО «Қадір-қасиет» 27.03.2020 г. в период с 12:00 до 18:00 чч. проведен семи блокпостов:

  1. Блокпост в р-не п. Талапкер, а/д «Екатеринбург-Алматы».
  2. Блокпост в р-не Пункта взимания платы г. Нур-Султан, а/д «Нур-Султан-Петропавловск».
  3. Блокпост в р-не п. Коянды, а/д «Нур-Султан-Ерейментау-Шидерты».
  4. Блокпост в р-не ж/м «Восточная Ильинка», а/д «Нур-Султан-Коргалжын».
  5. Блокпост в р-не п. Косшы, а/д «Нур-Султан-Киевка-Темиртау».
  6. Блокпост в р-не п. Жибек-Жолы, а/д «Екатеринбург-Алматы».
  7. Блокпост Обход г. Нур-Султан поворот на п. Шубар (дополнительный блокпост).

За исключением первых двух блокпостов на всех остальных пяти работающие там сотрудники государственных органов отказались представляться.

На блокпосту №7 проведение мониторинга было запрещено, как и приближение к блокпосту. Поэтому в предоставлении какой-либо информации наблюдателям отказано.

 

По размеру площадей занимаемых блокпостами территорий наибольшие — №2 и 6.

Какие-либо здания на территории трех блокпостов отсутствуют в №3 (но установлены 2 палатки), 5 и 7. Блокпост №4 – маленький. В условиях ветра и минусовой температуры работникам сложно без вреда для здоровья пребывать по 8-12 часов на воздухе.

Каждый блокпост оборудован биотуалетами.

Все блокпосты начали работать с 22.03.2020 г.

На территории блокпостов за исключением одного (№2[11]) отсутствуют какие-либо информационные стенды, предназначенные для граждан (в том числе для водителей транспортных средств).

На блокпосту №2 молодой человек, представившийся главным специалистом отдела инфраструктуры аппарата акима Байконурского района г.Нур-Султан Асланом Гасаровым, как и мужчина в форме сотрудника полиции (погоны в звании майора) представившийся старшим поста Галымжаном Примбет, а также мужчина в форме сотрудника полиции (погоны в звании подполковника, вопрос о должности оставил без ответа) Даулетом Абдрахмановым на любые вопросы (как и на остальных постах) отвечали: «все вопросы в штаб». На посту №2 на просьбу о беседе в помещении блокпоста, поскольку дул сильный ветер и минусовая температура воздуха на улице, А.Гасаров ответил отказом.

Поскольку наблюдатели уведомляли сотрудников акиматов о производстве фотосъемки, они не возражали, а на посту №6 был дан сразу любезный ответ – «пожалуйста, это разрешено законом». Между тем, сотрудники полиции, например, на блокпосту №2 в агрессивной форме запретили продолжить делать фотографии, угрожая забрать телефон.

Исходя из того, что работающие на постах представители государственных органов не желали предоставлять какой-либо информации, сотрудники ОО «Қадір-қасиет» были вынуждены использовать исключительно метод наблюдения и бесед с пребывающими на территории блокпостов гражданами. Увидев это, сотрудник акимата на блокпосту №2 А.Гасаров ответил на вопрос о том, какие документы служат основанием для пропуска граждан, транспорта выехать за пределы города. Работающие на блокпостах №1 и 4 лица ответили на несколько вопросов только после того, как сотрудники ОО «Қадір-қасиет» предложили им медицинские перчатки (50 пар).

Работники блокпостов не владели информацией, на основании какого конкретного правового акта создан и функционирует тот или иной блокпост. К слову, мы также не нашли такого акта, в отличие от, например, г.Алматы.

График работы постов по сообщениям сотрудников акиматов – круглосуточно, для сотрудников акимата – по 8 часов, для сотрудников полиции – по 12 часов в сутки.

 

  1. РАБОТАЮЩИЕ НА БЛОКПОСТАХ ЛИЦА

 

  • В связи с отсутствием ответов на вопрос о том, представители каких служб работают на посту, сотрудниками ОО «Қадір-қасиет» самостоятельно были сделаны предположения (исходя из служебного обмундирования по внешним признакам), а также на блокпосту №2 согласно информации представителя палаты предпринимателей «Атамекен», что присутствовали на каждом блокпосту сотрудники акимата, полиции, военной полиции, СЭС. Но на некоторых наблюдались и сотрудники КНБ, министерства обороны, фельдшер скорой медицинской помощи, прокуратуры, земельного комитета, ветеринарной службы. Однако, на каждом из постов количество их (те, кто либо неподвижно стоял в период мониторинга, либо передвигался по территории) было различное: №1- 19 сотрудников, №2 – 23, №3 – 20, №4 – 21, №5 -16, №6 – 30, №7 – неизвестно.

 

  • Количество единиц транспорта также было разным на разных постах. Например, на посту №5 не было машины скорой медицинской помощи. Так, во время мониторинга наблюдатели посчитали наличие следующего числа транспортных средств:

 

Блокпост 1 2 3 4 5 6 7
Спецтехника Весь остальной транспорт
Грузовой транспорт 8 8 2 3 0 21
Легковые автомобили 21 (11 в ожидании трансфера, 10- на обочине) 26 (19 в ожидании трансфера, 7 – на обочине) 10 (за блокпостом) 5 8 22 3
Всего 35 41 20 14 19 45 7
Представителей гос.органов
Акимат 2 2 2 2
СЭС 2 2 2 2 2 2 0
Военная полиция 2 2 3 2
Министерство обороны 2 2 4 2
Полиция 8 11 6 8 1
Фельдшер 3 2 4
Всего 19 23 20 21 16 30

 

  1. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ: маски, перчатки и дистанция

 

В беседе с Ансаром, сотрудником управления развития сельского предпринимательства акимата г. Нур-Султан на блокпосту №1, выяснилось, что работа осуществляется посменно (сотрудники акимата дежурят по 8 часов, сотрудники полиции по 12 часов), работа на блокпостах круглосуточная и прежде чем заступить на смену у сотрудников блокпоста измеряют температуру.

 

По наблюдениям НЕ все представители государственных органов были:

  • в масках (например, на блокпостах №4);
  • в перчатках на блокпостах №1, 2 (А.Гасанов, например, был без каких-либо перчаток, и при этом именно он брал в руки документы от граждан), №4;

  • без масок и перчаток сотрудники полиции и военной полиции на посту №4.

  • На блокпосту №5 один представитель гос.органа сообщил о недостаточном количестве выданных масок и перчаток.

    На вопрос о том, какое количество масок и перчаток на одного работника блокпоста ежедневно выдается, конкретно ни один не сообщил. Только на блокпосту №6 пояснили, что завозят каждые три дня.

    На вопрос: через какие промежутки времени осуществляется замена масок также получены разные ответы («несколько раз в день» — на посту №2; «систематически», но работники часто трогают маску и лица руками — №4; «каждые 2-3 часа» — №3 и 6).

     

    Дистанция 1 метр не соблюдается на следующих постах работниками: №2, 4, 5 (просили граждан не скапливаться в одном месте и подходить по одному человеку к работнику на блокпост). На постах 1 (начальник поста просил держать дистанцию), 3, 6 – в целом, соблюдалась.

     

    На трех блокпостах наблюдателям измерили температуру (посты №1, 4 и 5).

     

    1. ВЪЕЗД, ВЫЕЗД

     

    Учет обратившихся граждан с просьбой разрешить въехать или выехать ведется работниками на блокпостах №1 и 5 (это следует из наблюдений, а также из ответов сотрудников акиматов).

    Учет транспортных средств (на посту №6 не ведется совсем) ведется лишь в случае наличия разрешения выехать или въехать сотрудником полиции.

     

    Блокпост 1 2 3 4 5 6 7
    Другая информация (учет въезда/выезда) Учет ведется сотрудником полиции в специальном журнале. За время мониторинга ожидало 15 машин для трансфера через город. Учет транспорта ведется сотрудником полиции в планшете.

    За один час мониторинга на посту №2 въехали 2 газели, 2 фуры и 2 легковых автомобиля, вошли в город 7 детей из двух семей (в одном случае в сопровождении женщины), выехали за город – 3 фуры; сотрудник акимата пояснил, что из города никого не выпускают.

     

    Выехала 1 фура Учет ведется сотрудником полиции в специальном журнале Учет не ведется. За время мониторинга въехало 6 фур Отказано в проведении мониторинга

     

    Транспорт

    • Сотрудник полиции на блокпосту №2 сообщил: «С 00:00 ч. 22.03.2020 г. транзитные перевозки любым путем сообщения осуществляются без остановки на территории г.Нур-Султан. На вопрос о том, какие документы требуются для выезда за пределы города, сотрудник акимата А.Гасаров ответил: «на сайте есть форма заявки, пропуск предоставляется штабом, который находится в городском акимате».
    • Транспорт с продовольствием, медикаментами, строительными материалами, табачными изделиями (при наличии удостоверяющего личность документа, паспорта сопровождающего, товарно-транспортной накладной и специального пропуска (разрешение), выданного акиматом). На посту №2 два работника уточнили, но каждый по-разному; один сказал: «непродовольствие пропускается с 22 ч. до 5 ч.», а сотрудник акимата А.Гасаров – «с 20:00 до 5:00 чч.». Наличие маршрутного листа у водителей транспортных средств никто не назвал в числе документов для проезда, а на посту №6 они не проверялись по сведениям наблюдателей.

    На постах 1, 2, 4, 5 наблюдатели отметили сопровождение машиной полиции транзитного транспорта. В связи с тем, что объездные дороги вокруг столицы входят в карантинную зону, транзитный проезд ограничен. С 20:00 ч. 22.03.2020 г. сотрудниками дорожной полиции организованы транзитные проезды колонной с сопровождением патрульных машин (блокпост №2). Если транспорт движется транзитом, у водителя изымается тех.паспорт сотрудником патрульной полиции, который затем сопровождает транспорт в пункт назначения в городе или до следующего блокпоста (блокпосты №1, 4, 5).

    • Как осуществляется учет транспорта, прибывшего в г.Нур-Султан на длительное время, ни на одном посту не предоставлена информация.

     

    Граждане

    • По сведениям сотрудника акимата А.Гасарова какая-либо помощь при необходимости гражданам не оказывается.
    • Процедура проверки граждан на постах следующая: работник СЭС замеряет температуру тела тепловизором на въезде и выезде из города. Например, на территории блокпоста №1 у сотрудников СЭС был расположен стол с журналами: вносились данные, кто покидал город и измеряли температуру. Время от времени, сотрудники СЭС просили гражданских лиц держать дистанцию. Одна из сотрудниц СЭС вела работу без перчаток. На предложение взять медицинские перчатки из резерва наблюдателей дала согласие и взяла две пары.

    С гражданами в основном работают (коммуницируют) представители акимата. Например, на блокпосту №6 работали одновременно трое сотрудников акимата, которые не успевали работать одномоментно и с гражданами, и для проверки транспортных средств.

    Отдельно можно отметить организованность блокпоста №1. Работа сотрудников была слаженная. Наблюдалась особенная практика: в связи с тем, что протяженность самого блокпоста (от одной стороны до другого) была более 50 метров, сотрудники полиции организовали трансфер между одним и другим концом блокпоста. В ходе реализации трансфера, наблюдалась следующая картина: гражданские лица могли передать продукты питания, одежду или медикаменты тем, кто находился по ту сторону блокпоста. Сам трансфер осуществлялся с помощью транспорта патрульной полиции.

     

    • По информации наблюдателей, граждане обращаются на блокпосты с просьбой разрешить выезд/ въезд за пределы/ в город по следующим причинам:
    • ранее выехали из города и возвращаются домой по месту регистрации (члены семей, жители близлежащих поселков);
  • по медицинским показаниям (например, операция – при наличии направления с указанием учреждения здравоохранения, в которое направляется лицо);

  • для трансфера в связи с проездом в другой населенный пункт через г.Нур-Султан;

  • иные особые случаи рассматриваются штабом в индивидуальном порядке (например, похороны), можно обратиться по номеру телефона 105 или 55-64-55.

  •  

    В любое время могут въехать/выехать из города жители поселков Талапкер, Караоткель (Ильинка), Коянды, Косшы, Жибек-Жолы могут въезжать и выезжать в/из города без ограничений при предъявлении документов (справка в места работы, подтверждение регистрации по месту жительства).

     

    В ходе опроса, старший инспектор патрульной полиции на блокпосту №1 по имени Талап отметил, что представители государственных органов, которые дежурили на тот момент, уже сдружились и совместными силами организовали деятельность на блокпосте. Сам он отметил, что был случай, когда необходимо было перевезти из столицы на другую сторону блокпоста женщину, которая недавно перенесла тяжелые роды, отметив, что ей было трудно ходить.

     

    Не было граждан на постах №3, 4 и 7.

     

    На территории блокпоста №2 присутствовал 21 гражданин:

    • Граждане прибывали на блокпост по разным вопросам: были родители, ожидающие детей с соседних населенных пунктов; водители фур, ожидающие пропуска на выезд; гражданин с разрешением о выезде из города по работе; граждане с пропиской в других городах, но по состоянию здоровья не успели выехать из г. Нур-Султан. За время мониторинга въезд в город разрешен 9 гражданам: 4 ребенка – находились в Акколе, детей встречали отцы у блокпоста; 2 женщины – проживают и прописаны в г. Нур-Султан; женщина с 2-мя детьми – проживают и прописаны в г. Нур-Султан, у блокпоста ожидал муж.
  • Выезд из города разрешен 2 гражданам, проживающим в г. Кокшетау, Акколь: женщина – была прооперирована в г. Нур-Султан; мужчина – выписан из больницы г. Нур-Султан.

  • Одной гражданке было отказано в выезде из города: гражданка проживает и прописана в г.Кокшетау.

  • Одной гражданке было отказано во въезде в город. Причина отказа – не прописана в г. Нур-Султан, при том, что муж с детьми находятся в городе.

  •  

    На блокпосту №6 находилось 15 граждан:

    • Одна женщина стоит на улице уже 2 часа, она не может узнать причины не разрешения выезда при наличии пропуска, выданного акиматом.
  • Двоим гражданам отказано в выезде из города – хотели выехать в г. Шымкент по семейным обстоятельствам, заболел родственник.

  • У пятерых граждан был пропуск на выезд из города, но им пришлось ожидать на улице по просьбе акимата.

  • Граждане не удовлетворены работой сотрудников акимата, так как им приходится долго ждать на холоде пока к ним подойдут, не объясняют, много времени занимает связь с блокпоста с городским акиматом.

     

    На блокпосту №1 наблюдалось 12 граждан, задававших следующие вопросы:

    • кто может заехать в город и что для этого нужно;
  • можно ли выехать на похороны?

  •  

    На блокпосту №5:

    • 9 граждан въезжали в город граждан (по прописке в основном, и два человека приехали на операцию)
  • и женщина, у которой ИП, узнавала: как можно отправить машину с техникой, сотрудники блокпоста сообщили ей, чтобы она обратилась в акимат.

    1. ВЫВОДЫ
    • Исходя из результатов мониторингов непонятно на основе какого правового акта созданы и функционируют блокпосты. Либо такого правового акта нет, либо сотрудники о нем не знают.
    • На территории нескольких блокпостов нет зданий, в связи с чем работники мерзнут.
    • Некоторые блокпосты (например, №4, 5) расположены неудобно:
    • на посту №4 полосы движения разделял бордюр из-за чего манёвр разворота для машин был затруднителен. Для того, чтобы развернуться обратно в город и покинуть территорию блокпоста, нужно было выехать за ограждение и повернуть в сторону города. На вопрос о том, как развернуть транспорт, сотрудник акимата предложил ехать по встречному движению.

    • Территория блокпоста №5 также была неудобно организована: всего две полосы движения, куда в ширину вместился бы лишь один транспорт.

    • Сотрудники блокпостов не открыты к диалогу. На просьбы предоставить информацию, ответить на вопросы, сотрудники полиции и акиматов не умеют или не желают работать с гражданами, отвечали с недовольством, иногда повышали тон голоса, не представлялись.
    • Сотрудники государственных органов на отдельных блокпостах просили не делать фотографии, на вопрос по какой причине — не ответили. На блокпосту №2 один сотрудник полиции другому вслух озвучил: «Забери телефон», в то время, как сами делали фотографии без разрешения граждан, не работающих на блокпосту. На блокпосту №3 записали номер автомобиля сотрудника ОО «Қадір-қасиет».
    • У всех сотрудников блокпостов различные маски, в основном многоразовые, медицинские перчатки были лишь у сотрудников СЭС, остальные сотрудники в своих личных (не медицинских) перчатках. Многие представители государственных органов, находящиеся на блокпостах, работали без каких-либо перчаток, руки у них были красного цвета от холода. Несмотря на то, что многие представители государственных органов на блокпостах отмечали, что их обеспечивают такими средствами защиты, как маски и перчатки, сами сотрудники акимата на постах №1 и 4 (более 10 человек подошли и взяли по 2-3 пары) приняли от наблюдателей резиновые медицинские перчатки. В этой связи наблюдателями сделан вывод о недостаточном количестве необходимых для обеспечения безопасности сотрудников государственных органов средств защиты.

    Стоит отметить, что на блокпосту №4 при виде раздачи перчаток, один из сотрудников полиции спросил, раздают ли наблюдатели медицинские маски, на что сотрудник акимата возмутился, ответил полицейскому, что маски «есть в полицейском пункте». Сотрудники полиции уточняли у наблюдателей как часто нужно менять медицинские маски, наблюдатели пришли к выводу, что сотрудников не инструктируют. Сотрудник акимата показал антисептик, который им выдают: антисептик объемом 200 мл.

    • Установленная стандартами дистанция в 1 метр соблюдалась только на блокпостах №1 и 6.
    • Учет граждан и транспорта ведется на всех блокпостах по-разному, за исключением поста №6: на постах №2, 3 – учет только транспорта; №1 и 5 – и граждан, и транспорта (сотрудником СЭС и акимата); на посту №4 граждан не было, но учет транспорта велся сотрудниками акимата и полиции.
    • Необходимая разъяснительная работа с гражданами не ведется. Граждане не понимают по какой причине разрешают и запрещают въезд/выезд, на основе каких правовых актов. Это создает скопление людей, что не безопасно, так как люди не соблюдают дистанцию между собой. Например, на блокпосту №2 сотрудник полиции Даулет Абдрахманов на вопрос одного из мужчин, желавших выехать за пределы г.Нур-Султан ответил: «Нельзя и всё, сказал же!»
    • Информационных стендов нет (за исключением поста №2 общего характера о чрезвычайном положении), что могло бы «разгрузить» работу сотрудников государственных органов с гражданами.
    • Не у всех граждан имеются средства индивидуальной защиты.
    • Наблюдались несколько случаев разлучения семей. Например, на блокпосту №2 женщина с регистрацией по месту жительства в одном из районов Акмолинской области оказалась разлучена с супругом и детьми, находящимися в столице. Её супруг ожидал со свидетельствами о рождении троих детей 4, 7 и 11 лет, но ему отказано сотрудником полиции. Мужчина сообщил, что вынужден работать, а с детьми некому оставаться, и не знает: что ему делать.

     

    1. РЕКОМЕНДАЦИИ

     

    Всем блокпостам:

     

    1. Принять правовой акт, регламентирующий функционирование блокпостов. При этом важно оценить положение в том числе с правовой базой на предмет соответствия её Сиракузским принципам толкования ограничений прав, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах, где закреплены требования в том числе относительно чрезвычайного положения.
    2. Для создания условий соблюдения ст.12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, обеспечить необходимым количеством масок, перчаток по количеству задействованных для функционирования блокпостов сотрудников государственных органов, в целях создания минимальных для охраны их здоровья и безопасности условий работы, и оно должно позволить их смену каждые два часа.
    3. Проводить необходимую разъяснительную работу с гражданами, обеспечивая тем самым ст.19 Международного Пакта о гражданских и политических правах: о перечне правовых актов о ЧП, правах и обязанностях граждан в условиях ЧП, об основаниях для запрета на въезд и выезд, о порядке получения разрешения (пропуска) и др., в том числе посредством эффективного перераспределения обязанностей.
    4. Снизить нагрузку на сотрудников акимата может позволить такая мера, как повышение уровня информирования граждан через размещение стендов с необходимой информацией.
    5. Обеспечить условия работы сотрудникам государственных органов на блокпостах, чтобы были места для периодического обогрева.
    6. Сотрудники государственных органов, работающие на блокпостах, обязаны разъяснять гражданам в полной мере информацию, отвечать на вопросы, не повышать тон голоса, представляться.
    7. Сотрудники государственных органов не вправе запрещать фотографировать, изымать телефон.
    8. Строго соблюдать установленную стандартами дистанцию в 1 метр.
    9. Вести строгий учет граждан и транспорта хотя бы с целью оценки нужд и рисков.
    10. В случае отсутствия у кого-либо из граждан средств индивидуальной защиты – выдавать бесплатно.
    11. Факты разлучения детей с матерью нарушают права, предусмотренные ст.23 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также права детей. В этой связи важно принять меры по восстановлению нарушенных прав, предусмотреть процедуры помещения в условия карантина семью, но не разлучать детей с матерью.

     

    Блокпостам №2, 4 и 5:

     

    1. Соблюдать дистанцию 1 метр при беседе.
    2. Представляться гражданам и не препятствовать (предоставлять информацию) проведению мониторинга соблюдения прав человека на блокпостах.
    3. Провести инструктаж среди личного состава о том, как часто менять медицинские маски и перчатки.

     

     

     

    [1] Мониторинг осуществлялся по два сотрудника ОО «Қадір-қасиет».

    1. [2] Блокпост в р-не п. Талапкер, а/д «Екатеринбург-Алматы»;
    2. Блокпост в р-не Пункта взимания платы г. Нур-Султан, а/д «Нур-Султан-Петропавловск»;
    3. Блокпост в р-не п. Коянды, а/д «Нур-Султан-Ерейментау-Шидерты»;
    4. Блокпост в р-не ж/м «Восточная Ильинка», а/д «Нур-Султан-Коргалжын»;
    5. Блокпост в р-не п. Косшы, а/д «Нур-Султан-Киевка-Темиртау»;
    6. Блокпост в р-не п. Жибек-Жолы, а/д «Екатеринбург-Алматы»;
    7. Блокпост Обход г. Нур-Султан поворот на п. Шубар (дополнительный блокпост)

    [3] https://www.inform.kz/ru/sanitarno-karantinnye-punkty-sozdadut-na-granice-kazahstana_a3626665, 18.03.2020 г.

    [4] https://kaztag.kz/ru/news/sanitarno-karantinnye-punkty-sozdadut-na-granitse-kazakhstana-miir, 18.03.2020 г.

    [5] https://ru.sputniknews.kz/society/20200317/13133566/Nur-Sultan-i-Almaty-zakryvayut-na-karantin.html 17.03.2020 г.

    [6]https://total.kz/ru/news/bezopasnost/perimetr_karantinnoi_zoni_ustanavlivaetsya_akimatami_nursultana_i_almati_date_2020_03_17_19_38_22 17.03.2020 г.

    [7] http://astana.gov.kz/ru/news/news/21980, 18.03.2020 г.

    [8] https://inbusiness.kz/ru/news/almaty-i-nur-sultan-zakryli-na-karantin 19.03.2020 г.

    [9] https://www.zakon.kz/5012291-v-almaty-i-nur-sultane-nachal.html 18.03.2020 г.

    [10] https://new.smart.astana.kz/ru/news/n-3485/ 29.03.2020 г.

    [11] Стенд включал следующий текст: «с 00.00 час. 22 марта 2020 года вводится ограничение на въезд/выезд с территории столицы для всех лиц».