Пояснительная записка к проекту закона «О профсоюзах РК»

Концепция законопроекта

Пояснительная записка

Проект Закона

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ЗАКОНА

«О ПРОФСОЮЗАХ Республики Казахстан»

Эксперт: Пригорь А.

Скачать MS Word

Данный проект закона выработан на основе анализа деятельности профсоюзов стран Европы, США и Латинской Америки, а также соответствия ратифицированных Республикой Казахстан конвенций МОТ (Международной Организации Труда) № 87 и № 98 , а также общепринятых практических норм реализации прав профсоюзов. В разных странах присутствуют свои обособленные нормы регулирующие деятельность профсоюзов. За рубежом профсоюзы строятся по-разному. Там существуют цеховые и производственные профсоюзы.

Цеховые профсоюзы объединяют рабочих и служащих по принципу единства профессии, поэтому на одном предприятии, в учреждении имеются несколько профсоюзных организаций. По такой системе строится часть профсоюзов в Великобритании, США, Австралии.

Эта система, восходящая в какой-то мере к традициям средневековых цехов, раздробляет и ослабляет силы работников в конфликтах с работодателями. Производственные профсоюзы в отличие от цеховых объединяют рабочих и служащих по принципу единства производства; все работники данного предприятия, учреждения входят в один отраслевой профсоюз, например профсоюз работников железнодорожного транспорта и другие. Если специальные законодательные акты об объединениях предпринимателей приняты сравнительно в небольшом числе стран, то правовое регулирование именно профсоюзов сегодня распространено почти повсеместно. Под профессиональным союзом понимается общественная организация, объединяющая физических лиц по роду их профессиональной деятельности с целью представительства и защиты их трудовых и иных связанных с трудом социальных прав и интересов.

В одних странах законодательство о профсоюзах предоставляет им достаточно широкие возможности для деятельности по решению стоящих перед ними задач, что отвечает современным высоким мировым стандартам в данной сфере, в других странах профсоюзная деятельность осуществляется в условиях весьма значительных ограничений. «Право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий представляется каждому и всем профессиям», — гласит часть 3 статьи 9 Основного закона ФРГ (предложение первое). В соответствии с частью III статьи 23 Конституции Греции, «государство принимает меры для обеспечения свободы профсоюзов, а также к свободному осуществлению ими своих прав вне каких-либо посягательств на них в рамках, установленных законом»- В статье 28 Конституции Японии говорится: «гарантируется право трудящихся на создание организацией, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия» — Действующая преамбула Конституции Франции 1946 года указывает, что «каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию и принадлежать к профсоюзу по своему выбору».

Подробная регламентация правового статуса профсоюзов содержится в статье 39 Конституции Италии. В ней провозглашается свобода учреждения профсоюзных организаций. На профсоюзы не может быть возложено иных обязанностей, кроме обязанности регистрации в местных или центральных учреждениях согласно закону. При регистрации уставов профсоюзов к ним предъявляется требование, чтобы внутренняя организация союзов была построена на демократической основе.  Пожалуй, наиболее подробно статус профсоюзов урегулирован в статье 8 бразильской Конституции, согласно которой «профессиональное или профсоюзное объединение является свободным при соблюдении следующего:

– закон не сможет требовать разрешения государства на создание профессионального союза, за исключением регистрации его компетентным органом, причём публичной власти запрещается вмешиваться в дела профсоюзного органа или посредничать в них;

– запрещается создание более одного органа профессионального союза на любом уровне, предоставляющего профессиональную или экономическую категорию на одной и той же территории, определяемой заинтересованными трудящимися или работодателями, причём эта территория не должна быть меньше муниципии;

– профессиональный союз должен защищать коллективные или индивидуальные права и интересы данной категории, включая судебные или административные дела;

– общее собрание установит размер взноса, который будет взиматься с учётом профессиональной категории для покрытия расходов соответствующей конфедеральной системы профсоюзного представительства, независимо от размера взноса, предусмотренного законом;

– никого нельзя заставлять вступить в профессиональный союз или удерживать в его составе;

– участие профессиональных союзов в коллективных и трудовых переговорах обязательно;

– пенсионер, состоящий в профессиональном союзе, имеет право избирать и избираться в профсоюзные органы;

– запрещается увольнение состоящего в профессиональном союзе работника с момента регистрации его кандидатуры на руководящую или представительскую должность в профессиональном союзе и, если он будет избран на должность хотя бы заместителя такого должностного лица, до истечения года после окончания его мандата, кроме случаев совершения им тяжкого правонарушения, предусмотренного законом. В части 2 статьи 131 Конституции Испании прямо указывается, что при разработке экономических планов учитываются мнения и пожелания профсоюзов.

Существенно изменилось и отношение к такому серьёзному оружию профсоюзов в борьбе за права трудящихся, как забастовки. Имеет смысл подчеркнуть, что в конституциях зарубежных стран содержаться как нормы, направленные на предотвращение социальных конфликтов, так и нормы, служащие их разрешению. «Право стачек осуществляется в рамках регулирующих его законов», — гласит статья 40 Конституции Италии. В части 2 статьи 28 Конституции Испании говорится о признании права трудящихся на забастовку в целях защиты ими своих интересов. Закон, регулирующий осуществление этого права, должен устанавливать точные гарантии для продолжения функционирования служб, существенных для сообщества. Статья 9 Основного закона для ФРГ устанавливает в части 3 специальные гарантии реализации права на объединение в целях охраны или улучшения условий труда и экономических условий. «Гарантируется право на забастовку, уполномочивающие трудящихся решать о целесообразности осуществления этого прав в интересах, которые они, таким образом, должны защитить», — говорится в статье 9 Конституции Бразилии. Подробно урегулировано право на забастовку в Конституции Греции. В статье 23 забастовка определяется как право, (то есть субъективное основное право её участников); указывается, что она осуществляется законно созданными профсоюзными организациями; целями забастовки должны быть защита и обеспечение экономических и профессиональных интересов трудящимися; перечислены категории служащих, которым запрещено проведение забастовок или в отношении которых оно существенно ограничено (при этом оговаривается, что «ограничения не могут простираться до упразднения самого права на забастовку или мешать законному её проведению»). Конституция Японии более гибко регулирует этот вопрос, указывая на другие пути разрешения социальных конфликтов в экономической сфере. В статье 28, как отмечалось, записано право трудящихся» на коллективные переговоры и прочие коллективные действия».

Вместе с тем современные конституции отражают стремление законодателя к обеспечению социального мира, поэтому в конституциях встречаются также положения о «ненарушимых обязанностях политической, экономической и социальной солидарности» (статья 2 Конституции Италии), «развитии культуры и экономики для обеспечения достойного качества жизни для всех», «наиболее справедливом распределении региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности» (преамбула и часть статьи 40 Конституции Испании), Эти положения соответствующие мероприятия государства признаны ослабить или предотвратить конфликты в социальной сфере.

Право на создание профсоюзов и забастовку включено в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 8), признано решениями Международной организации труда. Следует отметить, что даже в тех странах, где в конституциях содержатся весьма решительные положения о праве на трудовой конфликт, текущее законодательство предусматривает целый ряд мер, направленных на предотвращение.

Например, текущее законодательство Швеции устанавливает обязанность предпринимателя обсудить с местными профсоюзами намечаемые им мероприятия, влекущие значительные изменения для занятых в целом и каждого трудящегося в отдельности. Это позволяет предупредить конфликт до его возникновения, В случае недостижения соглашения между предпринимателем и работниками переговоры ведутся посредниками, назначаемыми правительством. Существует также специальный трудовой суд, разрешающий конфликты в рамках действующих коллективных договоров (в этом случае проводить забастовку запрещено). Идеи нежелательности нарушения социального мира нашли отражение в антизабастовочных положениях коллективных договоров, в отказе от забастовок со стороны профсоюзов на время действия коллективного договора (англоязычные страны) или положений об обеспечении «социального мира» (Западная Европа и Скандинавские страны).

На основе этих положений в Великобритании, Японии и США уже много лет более 90% коллективных договоров включают отказы от забастовок, а в Австралии и Швейцарии практикуются национальные и отраслевые соглашения о мирном, без забастовок, разрешения трудовых конфликтов. Итальянская Конституция предусматривает специальный общегосударственный орган посредничества между трудом и капиталом – Национальный совет экономики и труда, который состоит из экспертов и представителей производительных категорий (предпринимателей, профсоюзов) соответственно их количественному и качественному значению и является также коллективным консультантом высших органов власти по этим проблемам. Статья 50 Конституции Болгарии, статья 38 Конституции Македонии, статья 40 Конституции Румынии, часть 4 статьи 37 Конституции Словакии прямо говорят о праве на забастовку. Во всех этих конституционных актах имеется отсылка к закону, регулирующее данное право.

В некоторых конституциях предусмотрена возможность ограничения осуществления этого права в вооружённых силах, полиции и органах управления, а Конституция Румынии указывает, что в регулирующем данное право законе «устанавливаются условия и пределы осуществления этого права, а также гарантии, необходимые для обеспечения основных услуг обществу». По ныне действующему американскому законодательству создание профсоюза на предприятии возможно в том случае, когда этого пожелает большинство его работников. Это значит, что ни один поддерживаемый меньшинством профсоюз не имеет права на легальное существование. Те, кто выступает за создание профсоюза, должны, прежде всего, обратиться за запросом в правительственный орган – Национальное управление по трудовым отношениям, приложив подписи, по меньшей мере, трети трудящихся предприятия.

И только при одобрении общим голосованием профсоюз считается получившим сертификат и может в полном объёме вести переговоры с администрацией предприятия. Особая статья касается так называемых «заводских профсоюзов». Она обязывает трудящихся одного и того же производственного или торгового подразделения состоять в «сертифицированной» профсоюзной организации. Членские взносы из зарплаты удерживаются автоматически, поступая в профсоюзную кассу. Согласно положению, в результате коллективных переговоров между предпринимателем и профсоюзом заключается соглашение сроком на 2- 3 года, имеющее силу закона. В течение этого периода трудящимся и их представителям, запрещается выставлять какие-либо дополнительные требования или прибегать к забастовке.

Учитывая как положительные, так и отрицательные стороны международных правовых положений профсоюзов, проект нового Закона «О профсоюзах РК» максимально соответствует международным требованиям и особенностям законодательства Республики Казахстан.

В данном проекте изменена структура построения профсоюзной иерархии. Исключены понятия «локальный профсоюз» как лишнее звено и препятствующее самостоятельности, созданию и деятельности профсоюзов и «первичная профсоюзная организация». Вместо этого введено понятие «производственный профсоюз» предусматривающий объединение рабочих и служащих по принципу единства производства в одной организации, что позволяет сохранить общность интересов трудящихся и предотвращает дробление на мелкие профсоюзы по профессиональному признаку в одной организации,(например в одной организации есть водители, строители, дизайнеры и.т.д), что позволило бы работодателю большие возможности манипуляций для разобщения и минимизации достижения целей профсоюзами. Производственные профсоюзы не имеют статус юридического лица, им предоставлена добровольная возможность быть членской организацией отраслевого профсоюза либо территориального объединения профсоюзов. При отсутствии статуса юридического лица в любом случае возникнет необходимость принадлежности к вышестоящей структуре, для решения существенных вопросов связанных с профсоюзной деятельностью.

Территориальным объединениям профсоюзов и Отраслевым профсоюзам предоставлена добровольная возможность присоединения к Республиканскому объединению профсоюзов в качестве членской организации. Для продуктивного решения задач, присоединение в качестве членской организации к Республиканскому объединению будет просто целесообразным, при сохранении принципа добровольности, как и в случае с производственными профсоюзами. Упрощен порядок создания профсоюзов путем снижения численности инициаторов создания до 3х человек.

Снижены требования к отраслевому профсоюзу. В новом проекте закона указано, что отраслевой профсоюз должен иметь структурные подразделения, членские организации в не менее 3 областей, городов республиканского значения, вместо ранее предусматриваемых более половины областей, городов республиканского значения и столицы, что предполагало не менее 9 субъектов. Это обусловлено упрощением создания профсоюза по принципу близлежащих регионов, с дальнейшей возможностью расширения. Для профсоюзов исключена двухступенчатая система регистрации. Двухступенчатая процедура предусмотрена только для Республиканских объединений профсоюзов, с увеличением промежуточного срока с 6 до 9 месяцев, что исключает формализм и определяет безусловный республиканский статус.

Определен порядок создания профсоюзов для работников субъектов малого предпринимательства, на общих основаниях, предусмотренных для создания отраслевых и производственных профсоюзов. Исключена ответственность за призыв к продолжению забастовки признанной судом незаконной. Исключена норма о судебной ликвидации профсоюзов в связи с несоблюдением норм подтверждающих статус объединения. В проекте предусмотрена приостановка деятельности до устранения нарушений. И это касается только Республиканских объединений профсоюзов. Исключены нормы дублирующие другие законодательные акты.

Проект закона полностью меняет принципы создания и деятельности профсоюзов, что соответствует требованиям международных норм и ратифицированных пактов и конвенций, вместе с тем, не претендуя на внесение изменений в Конституцию РК. Однако потребуются изменения в некоторые законодательные акты РК. В случае поступление законопроекта на рассмотрение, несомненно, будут доработки. А также противостояние и использование лобби, как в правительстве, так и в парламенте со стороны бизнеса и монополий существующих профсоюзных объединений, которые нацелены на сохранении жесткой вертикали, ограничительных мер с целью безусловного доминирования.

Разработчик проекта Андрей Пригорь.

 


Рассмотреть другие  проекты правовых актов Республики Казахстан, подготовленных экспертами гражданского общества:

Можно тут: https://kkassiyet.wordpress.com/projects/projectsohchr/projectlawskzhrd/

#НПОразрабатываютЗаконодательство — ищите проект под таким хэштегом в сетях

 

Реклама