Инструкция по организации деятельности органов внутренних дел в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий

Проект

Инструкция
по организации деятельности органов внутренних дел
в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности
при проведении публичных мероприятий

Эксперт: Когамов М.Ч.

 

Скачать в MS Word

 

Глава 1. Общие положения

Право граждан на проведение публичных мероприятий является универсальным достоянием современного демократического и правового государства. Это право продекларировано в основополагающих международных документах в области защиты прав человека.

Так, пункт 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Это позитивное международное право воспроизводит и детализирует статья 21 Международного Пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), которая устанавливает: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

В русле международных требований статья 32 Конституции Республики Казахстан воспроизводит и фактически подтверждает эти международные нормы: «Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других граждан». При этом статья 32 закрепляет различные формы публичных мероприятий.

Согласно статьи 32 Конституции Республики Казахстан порядок организаций и проведения собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан регламентируется отдельным Законом Республики Казахстан от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (далее по тексту — Закон).

Закон включает 12 статей. Его нормы соответствуют действующему праву Республики Казахстан (п. 1 ст. 4 Конституции Республики Казахстан).

В Законе не даются определения понятий перечисляемых форм публичных мероприятий. В этой связи:

1) публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также его проведение в местах, где их могут увидеть и услышать целевая аудитория (например, государственные должностные лица или сограждане), выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата с избирателями.

2) собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

5) пикетирование – эта форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;

В свою очередь, пикет – это группа людей, выступающая для выражения какого-либо протеста;

6) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

 

Глава 2. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий

На органы внутренних дел возлагается осуществление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении публичных мероприятий. При этом они руководствуются Законом Республики Казахстан «Об органах внутренних дел».

Правовой основой деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении публичных мероприятий являются:

— международные правовые акты, ратифицированные Республикой Казахстан в области защиты прав и свобод граждан;

— Конституция Республики Казахстан;

— Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан»;

— иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, регулирующие вопросы в этой сфере.

Органы внутренних дел, являясь наиболее заметным выражением суверенитета и легитимности государственной власти, должны своими действиями демонстрировать приверженность государства к соблюдению принципов верховенства права и защиты основных прав и свобод при проведении мирных собраний, т.е. защищать это конституционное право.

 

Глава 3. Принципы деятельности полиции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий

Вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении публичных мероприятий являются типичными для всех государств мира. Международные стандарты в этой сфере имеют универсальный и объективный характер, и могут использоваться с учетом национального законодательства и практики их применения.

Так в Руководстве «Права человека и обеспечение правопорядка во время публичных собраний» (ОБСЕ, 2016) выделены четыре основных принципа, лежащие в основе деятельности полиции: владение информацией, коммуникация, содействие собраниям и дифференцированный подход к участникам. Эти принципы должны «работать» на всех этапах подготовки к публичным собраниям и в ходе обеспечения порядка во время собраний в целях предотвращения конфликтов и снижения социальной напряженности. Содержание данных принципов подразумевает следующие положения.

Владение информацией. Полиции важно быть в курсе намерений и целей, норм и ценностей различных групп участников, их представления о том, что является правильным и уместным, а также других факторов, могущих иметь важное значение на всех этапах проведения публичных мероприятий.

Коммуникация. Правило «без неожиданностей» должно стать основой сотрудничества полиции с организаторами мирного собрания и другими заинтересованными лицами. Это поможет формированию и поддержанию доверия на всех этапах мирного собрания, поможет избежать возникновения и эскалации конфликта.

Содействие. Стратегия полиции должна быть в первую очередь направлена на то, чтобы содействовать усилиям организаторов и участников мирного собрания по достижению их законных целей. Исходная позиция для полиции должна быть основана на предположении, что большинство участников собрания будут иметь мирные намерения. При этом полиции необходимо выяснить конкретные намерения участников, с тем чтобы проанализировать вопрос о том, как это может быть реализовано в ходе публичного мероприятия. Помогая участникам собрания достичь своих целей, полиция может не только избежать насилия, но и получить поддержку со стороны присутствующих, с тем чтобы уменьшить потенциал для возникновения беспорядков и иметь возможность эффективно реагировать на любые инциденты.

Дифференцированный подход к участникам. Важным фактором риска во время собраний является отношение полиции ко всем участникам как к одинаковым и к тому же потенциально опасным лицам. Одним из способов провести различие между участниками является наблюдение за тем, что делает каждый человек, а не группа, к которой он принадлежит. В этой связи важна согласованность действий полиции между собой.

На характер действий полиции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий существенное значение может оказывать участие в них женщин, детей и людей с признаками инвалидности. В этих случаях действия полиции должны быть максимально осторожными, «деликатными», предупредительными, исключающие применение специальных средств и физической силы. Применение силовых методов полицией может не только принести физический и моральный вред указанным категориям граждан, но и резко радикализировать характер публичного мероприятия, настроить участников публичных акций против полиции.

 

Глава 4. Общие условия применения полицией силы и специальных средств при проведении публичных мероприятий

В отдельных случаях для обеспечения правопорядка и общественной безопасности органам внутренних дел законодательством допускается применение силы и специальных средств. В этих случаях также предусмотрены международные стандарты, которых надо придерживаться.

Стандарт целесообразности – применение какой-либо предусмотренной законом специальной меры пресечения, так и выбор конкретной меры должны быть обусловлены обстоятельствами происшествия и должны быть направлены на достижение конкретной цели.

Стандарт предостережения – в обязанности полицейского призвать к законопослушному поведению, а затем предупредить о применении специальной меры пресечения, если такой призыв окажется безрезультатным. Этот стандарт не является обязательным в случае необходимости безотлагательных действий, т.е. тогда, когда промедление может вызвать опасность для жизни или здоровья людей, либо полицейских.

Стандарт необходимости – применение специальных мер пресечения допустимо только в пределах, необходимых для устранения опасности. Если опасность миновала (гражданин подчинился указаниям полицейского), специальные меры пресечения не должны применяться.

Стандарт минимизации последствий — обязанность применения полицией специальных мер пресечения таким образом, чтобы причиненный вред был по возможности минимальным, в частности, не вызывающим телесных повреждений и ухудшения состояния здоровья.

Стандарт оказания помощи – если вследствие применения специальной меры пресечения человек ранен, полицейский обязан незамедлительно оказать ему первую помощь, а в случае необходимости обеспечить медицинскую помощь.

Обязательным во всех случаях является уведомление в установленном порядке родственников о фактах ранения и местоположения близких им лиц.

Основополагающим постулатом для правового и демократического государства является исключительность случаев применения полицией специальных средств  и физической силы при проведении публичных мероприятий, когда исчерпаны все другие возможности и средства. Полиция должна избегать применения специальных средств и физической силы или, если это невозможно, применять в минимальной степени, соразмерно сложившейся общественной опасности. Это обстоятельство должно быть «альфой и омегой» деятельности полиции в подобных случаях.

В случаях нарушения общественного порядка, агрессивных действий со стороны отдельных участников общественной акции, их задержание полицией осуществляется в установленном законодательством порядке,  после предварительного предупреждения нарушителей о недопустимости противоправного поведения. При этом действия сотрудников полиции должны быть последовательными, «без неожиданностей», понятными для окружающих.

 

Глава 5. Порядок деятельности полиции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий

Деятельность полиции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности носит строго регламентированный характер.

Так, заявление о проведении публичного мероприятия, поданное в соответствии со ст. 2 Закона, рассматривается согласно ст. 4 Закона местным исполнительным органом и о принятом согласованном решении извещаются органы внутренних дел.

Помимо этого при проведении публичного мероприятия задействуются службы экстренного реагирования (противопожарная служба, скорая медицинская помощь и др.).

При получении информации от местного исполнительного органа о проведении санкционированного публичного мероприятия органами внутренних дел осуществляются следующие действия:

— с учетом знания целей, формы, места проведения мероприятия или маршруты движения, время его начала и окончания, предполагаемое количество участников, уполномоченных (организаторов) и лиц, ответственных за соблюдение общественного порядка издается соответствующий приказ, в котором: назначается ответственный за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичного мероприятия; производится расстановка сил и средств органов внутренних дел; определяется порядок взаимодействия между подразделениями полиции и обеспечения связи, а также регламентируются другие вопросы;

— по мере необходимости (например, в случае собрания с большим числом участников или собрания по вопросам, вызывающим особые разногласия и напряженность в обществе, городе, районе) рекомендуется обсудить с уполномоченными (организаторами) публичного мероприятия соответствующие меры безопасности;

— разрабатывается механизм постоянного и эффективного взаимодействия с уполномоченными (организаторами) публичного мероприятия;

— создается специальный контактный центр, в который участники акции могут обратиться до начала или в ходе мероприятия. Информация о таком контактном центре должна быть хорошо известна общественности и уполномоченным (организаторам) мероприятия;

— обеспечение охраны общественного порядка во время мероприятия должно проходить без «сюрпризов». Полицейские должны предоставить собравшимся людям время для индивидуальной реакции на сложившуюся ситуацию, в том числе на любые адресованные им предупреждения и указания;

— производится подбор авторитетных граждан, либо специальных лиц для ведения переговоров с участниками публичного мероприятия на случаи непредвиденных обстоятельств;

— для снижения возникшей напряженности во время публичного мероприятия должны использоваться переговоры или посредничество;

— необходимо проводить различие между участниками, чьи действия носят мирный характер, и участниками, настроенными на насильственные действия;

— присутствие на публичных мероприятиях журналистов, независимых наблюдателей, не должно служить для полиции раздражающим фактором. Наоборот, объективное, беспристрастное  освещение событий может сыграть впоследствии положительную роль. Недопустимо препятствовать профессиональной деятельности журналистов по полному освещению событий, блокировать их и задерживать.

Действия органов внутренних дел при поступлении информации о проведении несанкционированного публичного мероприятия заключаются в следующем:

— ответственный от органа внутренних дел выезжает на место проведения данной акции для изучения оперативной обстановки;

— уточняет данные об уполномоченных (организаторов) проводимой акции, устанавливает с ними связь, выясняет их требования;

— устанавливает примерное количество участников, а также пассивных наблюдателей;

— докладывает в дежурную часть органа внутренних дел о складывающейся обстановке с использованием средств связи;

— проводит разъяснительную работу по недопущению правонарушений;

— полученную информацию дежурный по органу внутренних дел докладывает начальнику ОВД;

— на место проведения акции направляется группа фиксации для документирования события;

— о сложившейся ситуации информируются местные исполнительные органы, а также прокуратура, ДКНБ.

В зависимости от характера складывающейся ситуации, постоянного мониторинга проводимой несанкционированной акции органы внутренних дел принимают необходимые и достаточные меры для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

 

Глава 6. Особенности обеспечения органами внутренних дел общественного порядка и общественной безопасности при проведении отдельных видов публичных мероприятий

Указанные в Законе виды публичных мероприятий имеют свои особенности, которые необходимо учитывать органам внутренних дел при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.

Проведение собраний, митингов, пикетирования.

Отличительной особенностью названных видов публичных мероприятий является то, что они проводятся в определенном, фиксированном месте, без перемещения.

В этом случае, для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, для расчета используемых органами внутренних дел сил и средств, выбора законных и правильных тактических действий существенным являются следующие обстоятельства:

— цель и форма проведения мероприятия;

— место его проведения;

— количество предполагаемых участников;

— время начала и окончания мероприятия.

Предварительное уяснение в ходе взаимодействия с уполномоченными (организаторами) мероприятия его цели и формы проведения обеспечивает взаимопонимание, решает вопросы безопасности, предупреждает провокации и избежание насилия.

Выбор правильного места мероприятия важен с точки зрения решения следующих вопросов:

— место проведения мероприятия должно быть оптимальным и безопасным);

— предупреждения возможной скученности и давки при стечении большого количества участников акции;

— возможности локализации в случае беспорядков, обеспечения доступа к месту проведения мероприятия с нескольких сторон, а также для необходимости рассредоточения скопления людей;

— осуществления видеонаблюдения и фиксации событий, возможности документирования.

Учет количества предполагаемых участников акции и его продолжительность позволяет определить необходимое количество привлекаемых сотрудников полиции, а в случае необходимости дополнительных сил и нарядов.

Сотрудники полиции, имея внешние опознавательные знаки (форму), должны быть незаметными по поведению, жестам, лексике. Не следует использовать опережающее вмешательство в ситуациях малозначительной напряженности. Также не следует всегда использовать полномочия на вмешательство в проведении публичного собрания. Крайне важно не обострять ситуацию, не провоцировать людей на противоправные действия.

Пикетирование, как правило, имеет менее «масштабный» характер и общественную опасность, чем другие виды публичных собраний и представляет собой «точечную» акцию. Тем не менее оно требует к себе внимания, т.к. человек (группа людей) не найдя другой способ, таким образом выражает свой протест. Полиция, обеспечивая общественный порядок, обязана позволять им выражать свои взгляды, уважать их честь и достоинство, а также предусмотреть меры безопасности.

С учетом минимальной общественной опасности индивидуального пикетирования полиция не должна обозначать своего присутствия, должна находиться расстоянии, но в поле видения пикетчиков.

При этом со стороны полиции необходимо исключить демонстрацию угрозы применения или проявления силы.

Проведение шествий, демонстраций.

Особенность шествий и демонстраций заключается в том, что при проведении публичного мероприятия его участники осуществляют передвижение по определенному маршруту. В отличие от других публичных акций, важными обстоятельствами для шествий и демонстраций являются:

— выбранный маршрут передвижения должен быть максимально безопасным и удобным;

— необходимо исключить разрастание количества участников шествия на перекрестках по пути следования колонны, а также обеспечивать их безопасность (использовать для этих целей силы и средства дорожно-патрульной службы и пеших нарядов);

— предупреждение провокаций и беспорядков при проведении общественной акции и не допускать в движущую колонну посторонних лиц;

— выявление, пресечение и изоляцию в колонне людей, выкрикивающих провокационные лозунги и призывы с целью отклонения от темы публичного мероприятия;

— исключение появления по ходу движения колонны плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации по незаявленной тематике;

— фиксирование и документирование движение колонны по всему маршруту.

 

Проект Инструкции разработан

д.ю.н., профессором Когамовым М.Ч.


Рассмотреть другие  проекты правовых актов Республики Казахстан, подготовленных экспертами гражданского общества:

Можно тут: https://kkassiyet.wordpress.com/projects/projectsohchr/projectlawskzhrd/

#НПОразрабатываютЗаконодательство

Реклама