Мониторинг 2019 по соблюдению права обжалования постановления о выдворении за пределы Республики Казахстан 

Проект МОМ: «МОНИТОРИНГ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КАЗАХСТАНЕ»

Тема проекта: Мониторинг соблюдения права обжалования постановления (специализированного межрайонного административного) суда о выдворении за пределы Республики Казахстан

Цель проекта: исследовать ситуацию с соблюдением права на обжалование постановления суда о выдворении за пределы Республики Казахстан.

Актуальность темы проекта продиктована активностью миграционных процессов, куда вовлечена и территория Республики Казахстан. В последние десятилетия количество выдворенных неграждан за пределы Республики Казахстан растет. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства – это проблема документации (заполнения, точности относительно целей въезда и пребывания, соблюдение сроков, т.д.).

Другим фактором, который привлекает внимание к предмету мониторинга, являются поправки в Конституцию РК от 15.03.2017 г. о гражданстве. И здесь возникает уже другая (так сказать смежная) проблема — если лицо лишается гражданства Казахстана, куда ему выехать?

В качестве санкции выдворение предусмотрено в 9 статьях КоАП РК. К примеру, приставание в общественных местах или осуществление деятельности, препятствующей и/или способствующей выдвижению и избранию кандидатов, партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах. Без анализа законодательства очевидна непропорциональность наказания и состава адмправонарушения, чрезмерная суровость и политизированность отдельных норм.[1] Таким образом, третьим фактором актуальности предмета мониторинга является важность соблюдения основных принципов ограничения прав человека, и серьезное ограничение вместе со свободой передвижения еще и других важных прав и свобод человека.

Решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан в случае поступления жалобы или протеста до срока, указанного судом, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должны покинуть территорию Республики Казахстан, приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста.

Иностранец или лицо без гражданства должны покинуть территорию Республики Казахстан в течение срока, указанного в решении суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан. Согласно статье 28 Закона «О правовом положении иностранцев» иностранец обязан покинуть Республику Казахстан в срок, указанный в этом решении. Исполнение решения суда о выдворении из Республики Казахстан в таком случае производится путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого лица из Республики Казахстан.

Если лицо, в отношении которого принято решение о выдворении, не покинет территорию Республики Казахстан в указанный в решении срок, оно подлежит с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения. Его содержание производится в специальных учреждениях органов внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Органы внутренних дел, осуществляющие исполнение решения суда о выдворении в принудительном порядке, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан производят передачу выдворяемого иностранца или лица без гражданства Пограничной службе Комитета национальной безопасности для официальной передачи иностранца или лица без гражданства представителю власти иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.

В случае поступления жалобы или протеста на решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан до указанного судом срока, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должны покинуть территорию Республики Казахстан, исполнение решения суда о выдворении приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста.

Проблемы:

Помимо основных названных выше проблем, посредством мониторинга будут вскрыты и другие.

Например, в решении об административном выдворении указывается разумный срок, в течение которого названные лица должны покинуть территорию РК.

За невыполнение иностранцем либо лицом без гражданства принятого в отношении него решения о выдворении за пределы РК предусмотрена уголовная ответственность. Однако на практике данная норма вызывает определенные трудности в правоприменении.Так, согласно КоАП РК, расходы по выдворению несут выдворяемые незаконные иммигранты, физические или юридические лица, пригласившие иммигранта в Казахстан. В случаях отсутствия либо недостаточности средств у названных лиц для покрытия расходов по выдворению финансирование соответствующих мероприятий производится за счет бюджетных средств. То есть, если у выдворяемого лица нет денег на выезд, то, соответственно, у него отсутствует умысел на то, чтобы не исполнять решение суда о выдворении, и в его действиях отсутствует состав уголовного деяния, предусмотренного УК РК.

Кроме того, в соответствии с КоАП лицо, не исполнившее решение суда о выдворении и не покинувшее территорию РК в указанный в решении срок, подлежит по решению суда выдворению в принудительном порядке. Исходя из вышеуказанных норм следует, что законодатель возлагает решение вопроса о выдворении иностранцев за счет бюджетных средств или в принудительном порядке на тот орган, на который возложено это исполнение. То есть на органы Комитета национальной безопасности и внутренних дел.

Однако какого-либо нормативного акта или инструкции по регулированию порядка выделения указанных бюджетных средств или механизма принудительного выдворения не имеется. О существующей проблеме в данном вопросе говорит и тот факт, что все выделяемые на эти цели республиканским бюджетом средства остаются не освоенными, а также, согласно статистическим данным, судами или органами прокуратуры не принимались какие-либо акты о принудительном выдворении.

Но тогда возникает другой вопрос, в каких случаях образуется состав уголовного проступка при невыполнении решения суда о выдворении, если при непокидании данными лицами страны в добровольном порядке, уполномоченные органы должны принять меры по исполнению решения суда в предусмотренном вышеуказанным законом порядке.

 

[1]Основаниями применения выдворения являются:

  1. осуществление иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах (статья 109 КоАП РК);
  2. приставание в общественных местах (часть 3 статьи 449);
  3. нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях (часть 3 статьи 490);
  4. представление заведомо ложных сведений в государственные органы Республики Казахстан при получении документов, удостоверяющих личность, либо при подаче заявления для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан или о приеме в гражданство Республики Казахстан либо восстановлении в гражданстве Республики Казахстан (часть 2 статьи 495);
  5. нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (часть 2 статьи 513);
  6. нарушение режима Государственной границы Республики Казахстан (часть 2 статьи 514);
  7. нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения (статья 517);
  8. привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов с нарушением законодательства Республики Казахстан, незаконное осуществление иностранцем или лицом без гражданства трудовой деятельности в Республике Казахстан (часть 4 статьи 519);
  9. неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Республики Казахстан (часть 2 статьи 516).

Все проекты МОМ нашей организации

 

Реклама