Рекомендации участников научно-практической конференции «Казахстан: эффективное расследование и документирование пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания (Стамбульский протокол)» от 21.11.17

Рекомендации участников научно-практической конференции «Казахстан: эффективное расследование и документирование пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания (Стамбульский протокол)» от 21.11.17


Участники научно-практической конференции «Казахстан: эффективное расследование и документирование пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания (Стамбульский протокол)», прошедшей 21 ноября 2017 г. в г. Астана, представленные 45 судьями всех областей страны, 20 прокурорами из 7-ми регионов (по надзору за законностью в исправительных учреждениях, а также расследующими дела о пытках специальными прокурорами), сотрудниками Национального бюро по противодействию коррупции, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства юстиции, учеными, адвокатами, членами общественных наблюдательных комиссий, психологами, судебно-медицинскими экспертами, экспертами ПРООН, международными организациями, дипломатическими представительствами,

  • констатируя предпринятые Республикой Казахстан шаги по борьбе с пытками, подчеркивая важность продолжения принятия мер не только по борьбе с пытками, но и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство обращением или наказанием, выполнения Республикой Казахстан обязательств согласно Конвенции ООН против пыток,
  • осознавая необходимость имплементации Стамбульского протокола в законодательство и практику, обсудив результаты пилотного проекта, реализованного ОО «Қадір-қасиет» совместно с общественными наблюдательными комиссиями 6-ти регионов, экспертами, психологами, адвокатами и специальными прокурорами в период с апреля по декабрь 2017 г., а также предложенный проект Закона о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики,

РЕКОМЕНДУЮТ (мы будет отмечать реальные дела госорганов и изменения в законодательстве):

Рекомендация Исполнено /нет и ссылка
1. Урегулировать правовой статус решений Комитетов ООН в отношении Республики Казахстан с законодательным установлением механизма их исполнения.
2. Вывести Комитет уголовно-исполнительной системы из ведения МВД РК.
3. Вывести медицинскую службу из подчинения администрации исправительных и специальных учреждений МВД РК в ведение Министерства здравоохранения РК.
4. Создать специализированные следственные суды.
5. Изучить вопрос закрытия изоляторов временного содержания как излишних в звене учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
6. Придать прокурору, проводящему расследование дел о пытках, статус «конституционного» прокурора.
7. Увеличить штатную численность специальных прокуроров.
8. Включить специальность «психолог» в реестр экспертов Министерства юстиции Республики Казахстан.
Рекомендации законодательного характера  
9. Исключить из смежных составов преступлений (статей 110, 362) Уголовного кодекса Республики Казахстан квалифицирующий признак насилия, пытки с тем, чтобы обеспечить правильную квалификациюпыток.
10. Усовершенствовать норму статьи 146 Уголовного кодекса Республики Казахстан: по кругу субъектов – исключить «следователь, лицо, осуществляющее дознание»; дополнить «лицом, выступающим в официальном качестве», поскольку, к примеру, воспитатели детских домов (не будучи должностными лицами[1] по определению данного термина, установленного пунктом 26 статьи 3 УК РК1) не несут ответственности за пытки.
11. Дополнить статью 146 Уголовного кодекса РК квалифицированными составами пыток (в отношении несовершеннолетних, женщин, в учреждениях закрытого типа, а также установить отдельной частью ответственность за совершение пыток сотрудниками правоохранительных органов с соответствующей строгой санкцией, характеризующей это преступление как тяжкое согласно категориям тяжести преступлений).
12. С учетом целей уголовного наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение уголовных правонарушений) усовершенствовать норму статьи 146 Уголовного кодекса Республики Казахстан, поскольку санкция не отвечает требованиям адекватности, не соответствует высокой степени общественной опасности пыток, позволяет примирение сторон (по сути, априори потерпевший не может примиряться, поскольку это уже будет расцениваться как вмешательство в расследование и судебное разбирательство, и составляет само по себе уведение виновного от ответственности). Важно повысить минимальный порог санкции нормы части 1 статьи 146 УК РК до 6 лет лишения свободы, исключив любые альтернативные виды наказания и примирение сторон.
13. Ввести уголовную ответственность за жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение или наказание (криминализировать иные виды запрещенного Конвенцией против пыток обращения, наказания согласно обязательствам государства).
14. Установить исключительную подследственность дел о пытках за специальными прокурорами, исключив расследование дел о пытках Национальным бюро по противодействию коррупции и МВД.
15. Первичные процессуальные действия детально и четко регламентировать в УПК. Например, по процедуре доставления; в настоящее время доставление производится непроцессуальным лицом.
16. Ввести обязательную видеофиксацию момента фактического задержания; до её введения в протоколе задержания обеспечить полноту описания состояния одежды, видимых телесных повреждений, психологическое состояние задержанного.
17. Согласно УПК РК (действующему с 2015 г.) заключение специалиста, проведенное без постановления органа уголовного преследования, не принимается в качестве доказательства. Изменить данную норму, открыв потерпевшему доступ к самостоятельному доказыванию.
18. В УПК РК ввести самостоятельную главу 11 о расследовании дел о пытках, в которой предусмотреть создание независимой специальной комиссии по расследованию.
19. По делам о пытках ввести положения о:
a)    проведении обязательной проверки вопроса о применении пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, наказания, в условиях отсутствия сотрудников полиции в зале судебного заседания, и немедленном депонировании показаний заявителя о пытках, а также свидетелей (поскольку зачастую в связи с оказанным давлением они меняют показания) следственным судьей;
b)   обязательном предоставлении адвоката потерпевшему о пытках, при этом он должен специализироваться на делах о пытках (по субъекту получателей квалифицированной юридической помощи за счет государственных средств);
c)    обеспечении фактического равенства сторон в тех случаях, когда с одной стороны 5 адвокатов (у 5-ти подсудимых), а с другой – 1 (у одного), и не начинать судебное разбирательство, пока стороны не будут приведены в одинаковое положение;
d)   принятии мер безопасности заявителя о пытках, а также мер в обеспечение иска; д) немедленном вынесении судом постановления о проверке заявления о пытках;
e)    немедленном признании недопустимыми доказательств, полученных с применением пыток (при этом важно отрегулировать процедуру признания доказательства недопустимым);
f)    ответственности за неисполнение частных постановлений судов;
g)   вместе с вынесением обвинительного приговора о пытках судам возлагать обязанность по обеспечению мер безопасности потерпевшему на прокуратуру.
20. Установить запрет на применение условно-досрочного освобождения, амнистии к осужденным за совершение пыток.
21. Факты нарушений минимальных гарантий права на свободу от пыток, установленных УПК РК, расцениваются как незначительные, оставаясь безнаказанными. Целый перечень дисциплинарных проступков должны быть переведены в разряд уголовных правонарушений (преступлений) и строго наказываться.
22. На законодательном уровне: а) исключить обязанность общественных наблюдательных комиссий уведомлять администрацию учреждений, установив действовавшее 10 лет ранее право на внезапное посещение специальных и исправительных учреждений; б) установить право пользоваться средствами аудио-, видео- и фото-фиксации мониторинга без получения согласия администрации учреждений.
Рекомендации практического характера  
23. Ввести инструкцию для правоприменителей (судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов) с разъяснением каждого элемента права на свободу от пыток. Например, таких гарантий, как правила Миранды, срок задержания, доступ к адвокату, врачу и др., и обязать изучить каждого под роспись.
24. Разработать и внедрить методику расследования дел о пытках, с учетом особенностей вида учреждения закрытого типа (в воинских частях, в детских домах/ школах, в психиатрических учреждениях, исправительных и специальных учреждениях, в случае смерти потерпевшего – когда отсутствуют показания потерпевшего).
25. Привлекать общественные наблюдательные комиссии в процесс сбора доказательств по заявлению о пытках.
26. Обеспечить регистрацию заявлений о пытках исключительно в ЕРДР (не в КУИ).
27. Обеспечить регистрацию каждого сообщения в СМИ о пытках, другом жестоком, бесчеловечном или унижающем достоинство обращении или наказании с проведением расследования.
28. Исключить из практики предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о пытках (ч.5 ст. 181 УПК РК).
29. Признавать свидетелями и допрашивать адвокатов по делам о пытках.
30. Пересмотреть все дела, где заявлялось о пытках, признать недопустимыми и исключить доказательства, полученные с применением пыток.
31. Проанализировать судебную практику дел о пытках, пересмотреть дела о пытках и привлечь к ответственности лиц, с чьего молчаливого согласия, ведома совершены пытки.
32. В отношении адвокатов «по назначению» — пересмотреть все дела о пытках и привлечь к уголовной ответственности защитников, позволивших пытать их подзащитных, не подавших возражений, жалоб,ходатайств.
33. Аналогично в отношении медицинских работников учреждений закрытого типа – пересмотреть все дела о пытках и привлечь к уголовной ответственности каждого медицинского работника, не сообщившего о пытках.
34. Проанализировать возможности неприменения судами статьи 55 Уголовного кодекса Республики Казахстан к подсудимым по делам о пытках при назначении наказания.
35. Провести исследование, подготовить обзор на предмет обеспечения безопасности, состояния здоровья и жизни заявителей о пытках (осужденных не за пытки), отбывающих наказание в виде лишениясвободы.
36. В связи с продолжающимся давлением на потерпевших от пыток, в отношении которых применены меры безопасности, изучить причины и условия, способствующие необеспечению фактического механизма реализации мер безопасности. Разработать эффективный механизма обеспечения безопасности потерпевших от пыток (включая места их содержания).
37. С учетом того, что членовредительство в настоящее время в практике квалифицируется как злостное неповиновение администрации учреждения по статье 428 Уголовного кодекса Республики Казахстан, пересмотреть приговоры о членовредительстве, вынесенные после 2008 г., поскольку Конституционным советом Республики Казахстан статья Уголовного кодекса о членовредительстве признана не соответствующей Основному закону страны.
38. Провести исследование и принять меры по искоренению коррупции в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД РК.
39. Разместить стенды о контактах специальных прокуроров в доступных для задержанных или заключенных в какой бы то ни было форме местах.
40. Обучение Стамбульскому протоколу проводить на системной основе в образовательных учреждениях (медицинских вузах, академии правоохранительных органов, академии правосудия, академии МВД,КНБ).
41. Ввести обязательный курс повышения квалификации для фельдшеров скорой медицинской помощи (Приказом Министра здравоохранения РК №450 от 03.07.2017 г. все врачи переведены в приемные покои стационаров со статусом врача общей практики, а в скорой помощи оставлены исключительно фельдшера).
42. Проводить рабочие встречи судей, прокуроров, специалистов, адвокатов для совершенствования работы в ходе расследования по делам о пытках, тем самым, обеспечить междисциплинарный подход и обмен опытом.
43. Прокуроры должны предоставлять больше сведений, в которых нуждается специалист, включая доступ к материалам уголовного дела.
44. Предоставить специалисту полномочия по приглашению необходимого круга лиц для обеспечения полноты и тщательности обследования, в целях обеспечения объективного подхода.
45. Вопросы, которые ставят перед специалистами, экспертами прокуроры и следователи, не всегда обеспечивают доказывание наличия/ отсутствия состава пыток. В этой связи важно разработать перечень вопросов специалистам для производства экспертизы, исследования по делам о пытках.
46. Сформировать реестр специалистов психологов для проведения обследований по делам о пытках, обучить их Стамбульскому протоколу, в том числе казахскоязычных.
47. Создать рабочую группу по разработке и апробированию методики психологического обследования (группы тестов, каждый из которых проверял бы результаты предыдущего теста) для повышения эффективности заключений по делам о пытках.
48. В целом, судебно-медицинские эксперты высказывают недовольство отсутствием полного и тщательного описания повреждений врачами, а то, что зафиксировано, не позволяет оценить причиненный вред(либо не пригодно к даче заключения из-за не верной терминологии, неполноты описания). Поскольку медицинский протокол не предусматривает документирования, необходимо разработать, утвердить и внедрить единую форму медицинского освидетельствования.
49. Обязать психологов специальных и исправительных учреждений фиксировать в разработанной специально в этих целях в единой форме эмоциональное, психологическое состояние водворенного в учреждение лица на момент доставления в учреждения, во время содержания и в момент этапирования/ освобождения из учреждения.
50. Уделять надлежащее внимание потерпевшему: его безопасности, уведомлению его о ходе расследования, привлекать к участию в производстве следственных действий.
51. Исключить норму о цензуре обращений заключенных в национальный превентивный механизм и специальному прокурору.
52. Провести исследование на предмет неэффективного механизма подачи жалоб (вторичная виктимизация, коррупция, произвол, вседозволенность и безнаказанность в уголовно- исполнительной системе), разработать и внедрить комплекс мер по строгому приему, регистрации каждого обращения лиц, задержанных или заключенных в какой бы то ни было форме.
53. Решить вопрос об обеспечении мер безопасности до конца срока наказания в отношении осужденных, заявивших о пытках и жестоком обращении со стороны сотрудников учреждения (см. выше).
54. Строго привлекать к ответственности должностных лиц за воспрепятствование деятельности ОНК.
55. Судам одновременно с направлением по месту отбытия наказания копии приговора направлять исполнительные листы по гражданскому иску и взысканным с осужденного судебным расходам.
56. Требуется выделение средств на проведение в ряде учреждений капитального и текущего ремонта, замену сантехнического оборудования, кроватей и мебели.
57. Контролирующим органам необходимо провести проверку ценообразования в магазинах учреждений УИС.
58. Администрации учреждений следует принимать надлежащие меры к документированию заключенных.
59. Администрации учреждений создать необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями.
60. Рассмотреть возможность строительства в учреждениях приспособленных для прогулок дворов, где у заключенных будет возможность заниматься физическими упражнениями.
61. Учреждения УИС, расположенные в отдаленной местности, должны быть перемещены ближе к областным или районным центрам, для сокращения эффекта социальной изоляции, для улучшения доступа заключенных к таким услугам, как здравоохранение, и решения проблем учреждений с вакансиями специалистов.
62. Администрации учреждений принять меры к укомплектованию штата медперсоналом.
63. Учреждениям образования укомплектовать классы информатики в школах учреждений УИС новыми компьютерами.
64. Пересмотреть подходы обращения с осужденными, лишенными свободы пожизненно. Так, во время бесед с членами ОНК в учреждении УК-161/3 осужденных к ПЛС сопровождали в отведенную комнату в сопровождении конвоя и собаки; на глаза одета повязка. После каждой выполненной команды, осужденный обязан крикнуть: «Есть, господин начальник!» В комнате для бесед осужденные к ПЛС помещаются в решетку, руки за спиной в наручниках, пристегнутых к железной решетке. Осужденные к ПЛС лишены возможности написать заявление собственноручно.
65. Обеспечить каждое учреждение КУИС специальным медицинским оборудованием. К примеру, в учреждении УК-161/3 ДУИС по Костанайской области для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы, нет специального медицинского оборудования и необходимого медицинского персонала.
66. Под роспись обеспечить исполнение требования о том, что приговором суда осужденные лишены только свободы, но не других прав. Например, важно обеспечить реализацию свободы религии, исключить практику какой-либо «работы» и принуждения осужденных на видеозапись отказываться от своих убеждений, поскольку подобное в перечне видов наказания отсутствует, а соответственно – незаконно.
67. Обеспечить каждому доступ к необходимой квалифицированной медицинской помощи, с учетом прав пациентов на выбор врача и медицинской организации.
68. Опубликовать статистику о количестве смертей в исправительных и специальных учреждениях МВД РК.

[1] должностное лицо лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Ответы госорганов на обращения и рекомендации

Вот ответы госорганов на рекомендации. В основном, это обещание учета данных рекомендаций при разработке законодательства.

Ответ сенатора Волкова

Ответ сенатора Кима

Ответ мажилисмена Абдирова

Ответ Генеральной прокуратуры Дюсейнбаева

Ответ Министерства обороны Шиекбаев

Ответ Верховного суда Шарипов

Ответ МВД Базылбеков

Ответ МинЮста Азимова

Ответ МинЮста Азимова — на рекомендации

 


Материалы конференции тут: