Пятая платформа по вопросам безопасности правозащитников, гражданских активистов», 22 августа 2016 года

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
Участники конференции «Пятая платформа по вопросам безопасности и защиты правозащитников, активистов», 22 августа 2016 года в поселке Боровое,
 подчеркивая право каждого на защиту прав человека, установленное Декларацией ООН о правозащитниках, и отличие правозащитника в том, какие действия он предпринимает,
 принимая во внимание специфику уязвимости некоторых групп правозащитников: журналистов, гражданских активистов, адвокатов, активистов профсоюзов, религиозных объединений,
 выражая надежду на позитивные изменения в Республике Казахстан,
 признавая, что государство и общество не должны противопоставлять себя друг другу, что власть есть не что иное, как отражение общества,
 понимая, что любая распространяемая СМИ и государством информация должна идти во благо народа,
 осознавая отсутствие необходимости в лидерах и важность проявления инициативы каждого гражданина, и реагирование на происходящие события в стране,
РЕКОМЕНДОВАЛИ:
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ:
 Перевести на государственный язык и шире публиковать Декларацию ООН о правозащитниках, разместить ее на всех сайтах центральных государственных органов и обязать опубликовать ее самые посещаемые интернет-площадки (например, nur.kz).
 Изучить доклад Специального докладчика ООН по положению правозащитников о наилучших практиках защиты правозащитников в мире, с тем, чтобы принять решение о создании национального механизма защиты правозащитников. При этом важно уяснить специфику уязвимости групп правозащитников, иметь представление о последствиях, ресурсах и помощи.
 Поддерживать правозащитников, выступать в качестве их союзников, и это должно случиться как можно быстрее.
 Воспринимать правозащитников, активистов как часть государства (один из 6-ти основных признаков государства – народ).
 Предоставить больше возможностей для реализации прав согласно Декларации ООН о правозащитниках / Расширить пространство для реализации правозащитниками их прав и свобод.
 Соблюдать требования Декларации ООН о правозащитниках, действующее законодательство, и создать условия для реализации её норм.
 Соблюдать права правозащитников, прекратить практику преследования (включая привлечение к уголовной ответственности) правозащитников и активистов в связи с их правозащитной деятельностью и пользования своими правами и свободами.
 Исключить практику дискредитации правозащитников и активистов в глазах общественности через пропаганду.
 Прекратить обыски и изъятие компьютеров, телефонов и иных гаджетов, привлечение «своих» понятых.
 Повысить прозрачность действий Правительства РК на международном уровне (по реализации обязательств в рамках международных договоров, имплементации решений Комитетов ООН и рекомендаций Специальных процедур Совета ООН по правам человека),
 Создать веб-ресурс, где любой человек мог бы ознакомиться с действиями Правительства в сфере исполнения международных обязательств Республики Казахстан.
 Исключить практику произвольных задержаний, безукоризненно соблюдать минимальные стандарты статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также требования Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан при задержании.
 Провести быстрое, беспристрастное, эффективное расследование каждого случая угроз правозащитникам, активистам, включая задержания граждан, правозащитников, журналистов 21 мая 2016 г., дать конкретную однозначную оценку причин фотографирования и дактилоскопирования задержанных, и публично, широко проинформировать общество о результатах расследования.
 Прекратить досудебное расследование в отношении Макса Бокаева и Талгата Аяна, содержащихся под стражей более 100 дней в связи с обвинением в совершении распространения заведомо ложной информации и возбуждения розни.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ:
 Принять законодательство, которое бы соответствовало минимальным стандартам в сфере свободы выражения мнения, запрещающее чиновникам обращение в суд за допустимые в рамках
ограничений свободы выражения критические публикации в СМИ.
 Чиновники должны нести ответственность за озвученное публично и в ходе личного приема граждан и правозащитников, Парламент Республики должен рассмотреть вопрос об ответственности за неисполнение озвученных публично чиновниками обязательств. Это, в первую
очередь, относится к акиму г. Атырау.
 Конкретизировать состав ст. 174 УК РК, исключив его широкую интерпретацию.
 Изучить типовой (модельный) закон о защите правозащитников, рассмотреть и обсудить в ходе открытых общественных слушаний в Парламенте возможности его принятия в Республике Казахстан. При этом, механизм должен быть независимым от исполнительной ветви власти, чтобы его работа была прозрачной. Если кто-то скажет: для Казахстана это неприемлемо, поскольку
Бразилия, Мексима и Гватемала – поствоенные страны, надо посмотреть правде в глаза и осознать, что войны уже как 40 лет нет в них, и нельзя определить: кто на 3 см ближе к демократии, а кто на метр дальше от нее, так как в Казахстане развивается свой демократический путь, в котором есть место для защиты правозащитников и активистов. Конкретный закон о защите правозащитников и
их работы есть в Латинской Америке, Буркина Фасо, Мали, Кот Д Ивуар.
 Внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О правовых актах» о проведении обязательной юридической экспертизы каждого проекта закона на предмет проверки проекта нормативного правового акта, либо принятого нормативного правового акта на предмет соблюдения прав и свобод человека.
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ:
 Сохранять независимость и беспристрастность при рассмотрении дел, одной из сторон в которых выступают правозащитники и активисты.
 Исключить практику проведения ночных судебных процессов.
 Обязать персонал судов представляться в каждом случае, носить бейджи.
 Пересмотреть решение суда по делу о выплате 5 млн. тенге Сыздыкову Султанбеку по иску к газете «Трибуна», поскольку газета лишь повторила информацию, ранее опубликованную в других
СМИ (и не привлеченных к гражданско-правовой ответственности в сравнении с газетой «Трибуна»), о коррупции истца, который во время универсиады присвоении 23 млн. тенге.
ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ:
 Проявлять активность, в том числе в работе мобильных групп (фиксация в судах, поддержка,
солидарность).
 Выражать терпимость друг к другу, поддерживать друг друга. Не искать точек расхождения во мнениях, а искать возможности сотрудничества и объединения интересов.
 Научиться быть системной силой.
 В случае проведения государственных избирательных компаний, включаться в них системно и поддерживать друг друга на всех этапах.
 Гражданские активисты должны быть во всех сферах, а не только в социальной.
 Начать изменения с самих себя.
 Рассчитывать на самих себя, а не на помощь других государств.
 Не ждать кого-то, чтобы к Вам приходили, а помогать по мелочам, быть там, где происходит нарушение прав человека с целью их защиты.
 Повышать уровень правовой грамотности, подготовки форм жалоб, обращений, ходатайств, заявлений.
 Понимать и принимать ответственность за результаты пользования свободой выражения мнения.
 Действовать в правовом поле, активно требовать соблюдения своих прав, если уверен в своей
правоте («день за днем по капле выдавливать из себя раба»).
 Фиксировать доказательства угроз. Список возможных угроз можно отследить в
мониторинге, проводимом ОО «Қадір-қасиет»: http://www.kkassiyet.wordpress.com.
 Сотрудничать с международными СМИ (которые услышат Вас, если речь будет сказана международными организациями и механизмами ООН, либо на Совете ООН по правам человека).
 Принять Резолюцию по освобождению Макса Бокаева и Талгата Аяна. Текст проекта Резолюции опубликована http://www.pana-defenders.info/
 Принять Резолюцию «О статусе Омбудсмана».
КОАЛИЦИИ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ
ПРАВОЗАЩИТНИКОВ:
 Сделать работу Коалиции по вопросам защиты и безопасности правозащитников более системной, точечной, комплексной, с привлечением к работе психолога и усилением цифровой безопасности.
 Стремиться поступать так, чтобы каждое действие приносило больше пользы, опираться на анализ своих действий.
 Необходимо проработать механизм защиты правозащитников, посредством воздействия на центры принятия решений во власти.
 Воздействовать на Европейский Союз, Европейский парламент, где функционируют органы ЕС, реализующие политику по Центральной Азии.
 Прекратить выступать в сомнительных СМИ, а также в СМИ, резонанс от которых нулевой.
 Поработать над тем, чтобы Коалиция вошла в состав других международных коалиций по правам человека, по защите правозащитников.
 Обсудить формы работы Коалиции для достижения целей согласно стратегическому плану.
 Отработать механизм быстрого реагирования на угрозы правозащитникам и активистам.
 Переправлять жалобы посольствам, ЕС, ОБСЕ, ООН.
 Создать больше сетей, открытых площадок, обсуждать: как это всё реализовывать вместе.
 Создать «Центр по обеспечению защиты и безопасности» при Коалиции, чтобы Центр аккумулировал всю информацию, комплексно рассматривал все эти вопросы.
 Рассматривать стратегии и тактики защиты и помощи в долгосрочной, краткосрочной перспективах.
 Проработать эдвокаси кампанию «в ЭКСПО-2017 без политических заключенных».
 Проводить пресс-конференции, если не реализуются рекомендации Специальных процедур ООН.
 Больше участвовать в форумах правозащитников других стран, учиться на их ошибках и перенимать успешный опыт в защите активистов.
 Опубликовать информацию, как стать членом Коалиции, и какие при этом есть права и обязанности у членов.